Регистрация: 03.09.2012 Сообщений: 196 Откуда: Самара Имя: Денис
makosha писал(a):
Решение было простое как палка - использовать полуоткрытый кузов, например, как на немецких, или наших БТР-152. Дополнительно по периметру кузова защитив людей сверху броневыми козырьками. И будет ездить десант не на броне, а защищенный броней, не боясь подрыва. Так наши начальники такой хай-вай подняли типа "защита от ОМП"... И досе генералы пытаются сверху крышку поставить. Крышку гроба.
Во-первых: ОМП пока никто не отменил. Во-вторых: Если при подрыве бронекапсула осталась целой, значит десант жив. В-третьих: При попадании кумулятивного выстрела из РПГ в БТР (БМП, танк и т.д.), если все люки закрыты, пострадает только тот кто окажется строго на векторе кумулятивной струи + вторичные осколки от брони. Учитывая, что под броней ездят в СИБЗ вероятность поражения минимальна. Снял крышу или открыл люки - десант контужен и подвергся поражению осколками брони и самого БП.
Обратим внимание на бронетранспорт иностранных государств. Что-то никто не стремится снять крышу. Наоборот все дырки заваривают.
Так-что не все такие дураки, как вам кажется.
___________________________________ Stayn: Топик выделен из "Носимый вес".
Во-первых: ОМП пока никто не отменил. Во-вторых: Если при подрыве бронекапсула осталась целой, значит десант жив. В-третьих: При попадании кумулятивного выстрела из РПГ в БТР (БМП, танк и т.д.), если все люки закрыты, пострадает только тот кто окажется строго на векторе кумулятивной струи + вторичные осколки от брони. Учитывая, что под броней ездят в СИБЗ вероятность поражения минимальна. Снял крышу или открыл люки - десант контужен и подвергся поражению осколками брони и самого БП.
Обратим внимание на бронетранспорт иностранных государств. Что-то никто не стремится снять крышу. Наоборот все дырки заваривают.
Так-что не все такие дураки, как вам кажется.
В-третьих, при попадании куммулятивной струи в герметичное замкнутое пространство (бронекапсулу), экипаж практически гарантированно погибает от баротравмы. Это хорошо известно, еще с Великой Отечественной. Фауст пробивает дырочку, а весь экипаж - в стране вечной охоты. Во-вторых, При подрыве на фугасе или при попадании куммулятивного заряда, даже если люки открыты, тяжелая контузия экипажу в бронекапсуле гарантирована. Плюс, при фугасе, ударная нагрузка на нижние конечности - ноги отсушит, если не переломает, грубо говоря. Во-первых, про ОМП - ну не интересно, ей богу... Вопрос: в чем должен находиться десант при угрозе применения ОМП: в ОЗК. Именно ОЗК и есть то, чем чел спасается в этой самой зоне применения ОМП. Суммируя, все остальные Ваши аргументы - особого смысла не имеют. А суть открытого верха, именно в том, чтобы существенно уменьшить вероятность получения баротравмы.
Регистрация: 06.06.2012 Сообщений: 7705 Откуда: Tomsk Имя: Sin Claus
Срач по этому поводу постоянен, как я погляжу. Практики утверждают, что при герметизированном внутреннем объёме и попадании кумулятивного снаряда поражающий эффект меньше.
Во-первых: ОМП пока никто не отменил. Во-вторых: Если при подрыве бронекапсула осталась целой, значит десант жив. В-третьих: При попадании кумулятивного выстрела из РПГ в БТР (БМП, танк и т.д.), если все люки закрыты, пострадает только тот кто окажется строго на векторе кумулятивной струи + вторичные осколки от брони. Учитывая, что под броней ездят в СИБЗ вероятность поражения минимальна. Снял крышу или открыл люки - десант контужен и подвергся поражению осколками брони и самого БП.
Обратим внимание на бронетранспорт иностранных государств. Что-то никто не стремится снять крышу. Наоборот все дырки заваривают.
Так-что не все такие дураки, как вам кажется.
Ничего похожего. При попадании куммулятивной струи внутрь герметичной бронекапсулы экипаж погибает гарантировано в следствии баротравмы (контузии). Это хорошо известно еще с Великой отечественной - когда фаустпатрон пробивал танк, если люки были закрыты, то экипаж практически всегда погибал. То же самое действие при подрыве на фугасе. Основной поражающий фактор - баротравма. Даже, если броня едет с открытыми люками, если не смерть, то сильная контузия гарантированы. Единственным методом снизить воздействие - открытая крыша. Немецкая пехота во второй мировой войне на своих Ханомагах не боялась подрывов.
Регистрация: 03.09.2012 Сообщений: 196 Откуда: Самара Имя: Денис
makosha писал(a):
Ничего похожего. При попадании куммулятивной струи внутрь герметичной бронекапсулы экипаж погибает гарантировано в следствии баротравмы (контузии). Это хорошо известно еще с Великой отечественной - когда фаустпатрон пробивал танк, если люки были закрыты, то экипаж практически всегда погибал. То же самое действие при подрыве на фугасе. Основной поражающий фактор - баротравма. Даже, если броня едет с открытыми люками, если не смерть, то сильная контузия гарантированы. Единственным методом снизить воздействие - открытая крыша. Немецкая пехота во второй мировой войне на своих Ханомагах не боялась подрывов.
Вы совершенно не понимаете принципа действия кумулятивного боеприпаса. Еще раз объясняю, при взрыве кумулятивной гранаты область повышенного давления создается на внешней стороне брони. При открытых люках происходит "затекание" внутрь объема.
"Металлическая облицовка выемки в заряде ВВ позволяет сформировать из материала облицовки кумулятивную струю высокой плотности. Из наружных слоёв облицовки формируется так называемый пест (хвостовая часть кумулятивной струи). Внутренние слои облицовки образуют головную часть струи. Облицовка из тяжелых пластичных металлов (например, меди), образует сплошную кумулятивную струю с плотностью 85-90% от плотности материала, способную сохранять целостность при большом удлинении (до 10 диаметров воронки). Скорость металлической кумулятивной струи достигает в её головной части 10-12 км/с. При этом скорость движения частей кумулятивной струи вдоль оси симметрии неодинакова и составляет до 2 км/с в хвостовой части (т.н. градиент скорости). Под действием градиента скорости струя в свободном полете растягивается в осевом направлении с одновременным уменьшением поперечного сечения. На удалении более 10-12 диаметров воронки кумулятивного заряда струя начинает распадаться на фрагменты и её пробивное действие резко снижается.
Опыты по улавливанию кумулятивной струи пористым материалом без её разрушения показали отсутствие эффекта перекристаллизации , т.е. температура металла не достигает точки плавления, она даже ниже точки первой перекристаллизации. Таким образом, кумулятивная струя представляет собой металл в жидком состоянии, нагретый до относительно низких температур. Температура металла в кумулятивной струе не превышает 200-400° градусов (некоторые эксперты верхнюю границу оценивают в 600°).
При встрече с преградой (бронёй) кумулятивная струя тормозится и передает давление преграде. Материал струи растекается в направлении, обратном её вектору скорости. На границе материалов струи и преграды возникает давление, величина которого (до 12-15 т/кв.см) обычно на один-два порядка превосходит предел прочности материала преграды. Поэтому материал преграды выносится («вымывается») из зоны высокого давления в радиальном направлении.
Эти процессы на макроуровне описываются гидродинамической теорией, в частности для них справедливо уравнение Бернулли, а также полученное Лаврентьевым М.А. уравнение гидродинамики для кумулятивных зарядов. Вместе с тем, расчётная глубина пробития преграды не всегда согласуется с экспериментальными данными. Поэтому в последние десятилетия физика взаимодействия кумулятивной струи с преградой изучается на субмикроуровне, на основе сравнения кинетической энергии удара с энергией разрыва межатомных и молекулярных связей вещества. Полученные результаты используются в разработке новых типов как кумулятивных боеприпасов, так и броневых преград. Заброневое действие кумулятивного боеприпаса обеспечивается высокоскоростной кумулятивной струей, проникшей сквозь преграду, и вторичными осколками брони. Температуры струи достаточно для воспламенения пороховых зарядов, паров ГСМ и гидравлических жидкостей. Поражающее действие кумулятивной струи, уменьшаются с увеличением толщины брони. Не стоит забывать и об осколках брони ,которые образуются с внутренней стороны башни в тот момент,когда струя проникла все же внутрь.Скорость осколков ненамного ниже скорости самой струи.
ФУГАСНОЕ ДЕЙСТВИЕ КУМУЛЯТИВНОГО БОЕПРИПАСА
Теперь подробнее по избыточному давлению и ударной волне. Сама по себе кумулятивная струя никакой значимой ударной волны не создаёт в силу своей небольшой массы. Ударную волну создаёт подрыв заряда ВВ боеприпаса (фугасное действие). Ударная волна НЕ МОЖЕТ проникнуть за толстобронную преграду через отверстие, пробитое кумулятивной струей, потому что диаметр такого отверстия ничтожен, какого-либо значимого импульса через него передать невозможно. Соответственно, не может создаваться избыточное давление внутри бронеобъекта.
Образующиеся при взрыве кумулятивного заряда газообразные продукты находятся под давлением 200-250 тыс. атмосфер и нагреты до температуры 3500-4000°. Продукты взрыва, расширяясь со скоростью 7-9 км/с, наносят удар по окружающей среде, сжимая и среду, и находящиеся в ней объекты. Прилегающий к заряду слой среды (например, воздух) мгновенно сжимается. Стремясь расшириться, этот сжатый слой интенсивно сжимает следующий слой, и так далее. Процесс этот распространяется по упругой среде в виде так называемой УДАРНОЙ ВОЛНЫ.
Граница, отделяющая последний сжатый слой от обычной среды, называется фронтом ударной волны. На фронте ударной волны происходит резкое повышение давления. В начальный момент формирования ударной волны давление на её фронте достигает 800-900 атмосфер. Когда ударная волна отрывается от теряющих способность к расширению продуктов детонации, она продолжает самостоятельное распространение по среде. Обычно отрыв происходит на удалении 10-12 приведённых радиусов заряда.
Фугасное действие заряда по человеку обеспечивается давлением во фронте ударной волны и удельным импульсом.
Удельный импульс равен количеству движения, которое несёт в себе ударная волна, отнесённому к единице площади фронта волны. Человеческое тело за краткое время действия ударной волны поражается давлением в её фронте и получает импульс движения, что приводит к контузиям, повреждениям наружных покровов, внутренних органов и скелета.
Механизм формирования ударной волны при подрыве заряда ВВ на поверхностях отличается тем, что дополнительно к основной ударной волне формируется отражённая от поверхности ударная волна, совмещающаяся с основной. При этом давление в совмещённом фронте ударной волны в некоторых случаях почти удваивается. Например, при подрыве на стальной поверхности давление на фронте ударной волны составит 1,8-1,9 по сравнению с детонацией такого же заряда в воздухе.
Именно такой эффект происходит при детонации кумулятивных зарядов противотанковых средств на броне танков и другой техники.В силу небольших габаритов танков и других бронеобъектов, а также детонации кумулятивных зарядов на поверхности брони, фугасное действие на экипаж в случае ОТКРЫТЫХ ЛЮКОВ машины обеспечивается сравнительно небольшими зарядами кумулятивных боеприпасов. Например, при попадании в центр бортовой проекции башни танка путь ударной волны от точки детонации до проёма люка составит около метра, при попадании в лобовую часть башни менее 2 м, в кормовую часть – менее метра. В случае попадания кумулятивной струи в элементы динамической защиты возникают вторичные детонационные и ударные волны, способные нанести дополнительные повреждения экипажу через проёмы открытых люков.
Давление на фронте ударной волны в локальных точках может как снижаться, так и увеличиваться при взаимодействии с различными объектами. Взаимодействие ударной волны даже с объектами небольших размеров, например с головой человека в каске, приводит к кратным локальным изменениям давления. Обычно такое явление отмечается при наличии преграды на пути ударной волны и проникновении (как говорят – «затекании») ударной волны внутрь объектов через открытые проёмы.
Таким образом, теория не подтверждает гипотезу об уничтожающем действии избыточного давления кумулятивного боеприпаса внутри танка. Ударная волна кумулятивного боеприпаса образуется при взрыве заряда ВВ и может проникнуть внутрь танка только через отверстия люков. Поэтому люки СЛЕДУЕТ ДЕРЖАТЬ ЗАКРЫТЫМИ. Кто этого не делает, рискует получить сильную контузию, а то и погибнуть от фугасного действия при подрыве кумулятивного заряда.
В каких обстоятельствах возможно опасное повышение давления внутри закрытых объектов? Только в тех случаях, когда кумулятивным и фугасным действием заряда ВВ в преграде пробивается отверстие, достаточное для затекания продуктов взрыва и создания внутри ударной волны. Синергетический эффект достигается сочетанием кумулятивной струи и фугасного действия заряда на тонкобронных и непрочных преградах, что приводит к конструкционному разрушению материала, обеспечивая затекание продуктов взрыва за преграду. Например, боеприпас немецкого гранатомёта «Panzerfaust» 3-IT600 в многоцелевом варианте при пробитии железобетонной стены создаёт в помещении избыточное давление 2-3 бар.
ПРАКТИКА
Многочисленные свидетельства и факты периода кампаний в Чеченской республике о поражении танков, БТР и БМП кумулятивными боеприпасами РПГ и ПТУР не выявили влияния избыточного давления: все случаи гибели, ранений и контузий экипажей объясняются либо поражением кумулятивной струёй и фрагментами брони, либо фугасным действием кумулятивных боеприпасов.
Существуют официальные документы, описывающие характер повреждений танков и экипажей кумулятивными боеприпасами: «Танк Т-72Б1 … изготовлен ПО «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил) в декабре 1985 г. Участвовал в действиях по наведению конституционного порядка в ЧР в 1996 году и получил боевые повреждения, приведшие к гибели командира танка… При осмотре объекта специалистами было выявлено 8 боевых повреждений. Из них:
• на корпусе – 5 повреждений (3 попадания кумулятивной гранатой в участки борта, защищенные ДЗ, 1 попадание кумулятивной гранатой в резинотканевый экран, не защищенный ДЗ, 1 попадание осколочной гранатой в кормовой лист);
• на башне – 3 повреждения (по 1 попаданию кумулятивной гранатой в лобовую, бортовую и кормовую части башни).
Обстрел танка велся кумулятивными гранатами из ручных гранатометов типа РПГ-7 (бронепробиваемость до 650 мм) или РПГ-26(бронепробиваемость до 450 мм) и осколочными гранатами типа ВОГ-17М из подствольных гранатометов или АГС-17 «Пламя». Анализ характера поражений и их взаимное расположение с достаточно большой долей вероятности позволяет сделать вывод, что в момент начала обстрела танка башня и пушка его находились в положении «по-походному», зенитная установка «Утес» была отвернута назад, а крышка люка командира была приоткрыта или открыта полностью. Последнее могло привести к поражению командира танка продуктами взрыва кумулятивной гранаты и ДЗ при попадании в правый борт башни без пробития брони. После полученных повреждений машина сохранила способность к передвижению своим ходом… Корпус машины, узлы ходовой части, моторно-трансмиссионная установка, боекомплект и внутренние топливные баки, в целом оборудование корпуса сохранили работоспособность. Несмотря на сквозное пробитие брони башни и некоторые повреждения элементов A3 и СТВ, пожар внутри машины не возник, сохранена возможность ведения огня в ручном режиме, а механик-водитель и наводчик остались живы. ______
Оборонная исследовательская служба вооружённых сил Дании провела испытания эффективности кумулятивных суббоеприпасов для 155-мм снарядов, выбрав в качестве объекта танк «Центурион». Датчане использовали методику статических испытаний, разместив суббоеприпасы на башне и корпусе машины под различными углами. Внутри машины, на местах экипажа в обитаемом отделении, и по всему танку поместили датчики давления, температуры, ускорений. В процессе исследований на танке провели 32 подрыва суббоеприпасов. Мощность кумулятивных боеприпасов была такова, что кумулятивная струя зачастую пробивала танк сверху донизу, да ещё оставляла под днищем воронку в грунте. При этом установленные в танке датчики НЕ ЗАФИКСИРОВАЛИ ПОВЫШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ И ТЕМПЕРАТУРЫ. В 2008 году на 24-м международном симпозиуме по баллистике доктор Манфред Хельд из оборонного департамента Defence and Security Systems аэрокосмической корпорации EADS представил доклад «Behind Armour Effects at Shaped Charge Attacks» (Заброневое действие кумулятивных боеприпасов).В докладе обобщены результаты новейших экспериментов, с использованием современных измерительных средств и методик, по исследованию поражающих факторов кумулятивных боеприпасов. Здесь нет смысла приводить сотни цифр, полученных в ходе экспериментов. Достаточно общей картины заброневого действия кумулятивных боеприпасов, показанной на итоговом рисунке из доклада. [изображение] Интересующий нас эффект избыточного давления (Blast) отмечен как НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ (согласно отечественной классификации – нулевая степень поражения). Что, собственно, и не подлежало сомнению в кругах специалистов. А вот сама кумулятивная струя (Residual Jet Material) и осколки (Spalls) представляют серьёзную опасность. Отмечена также средняя степень опасности фугасного действия боеприпаса с наружной стороны брони, что лишний раз подчёркивает вредность обсуждаемого мифа.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД Если кумулятивная струя и осколки брони не поражают людей и пожаро-/взрывоопасное оборудование танка, то экипаж благополучно выживает: при условии нахождения внутри бронетехники и закрытых люках!." (С)
Добавлю. В первую кампанию мой бывший одноклассник поменял один танк после 2-х попаданий Из РПГ (один в боковую проекцию башни, другой в двигатель сверху)Экипаж жив, у товарища несколько мелких осколков в плече и ноге.
Другой товарищ пересаживался два раза. Первый - Т-72, 4 попадания из РПГ (башня сверху, корпус справа от мехвода где должна быть малая боеукладка, БП оттуда перед БД убрали и два в правый борт; второй Т-80 с 3-мя попаданиями - два в башню спереди и один в корпус. В обоих случаях экипаж переходил на другую машину в полном составе.
Вы совершенно не понимаете принципа действия кумулятивного боеприпаса. Еще раз объясняю, при взрыве кумулятивной гранаты область повышенного давления создается на внешней стороне брони. При открытых люках происходит "затекание" внутрь объема.
"Металлическая облицовка выемки в заряде ВВ позволяет сформировать из материала облицовки кумулятивную струю высокой плотности. Из наружных слоёв облицовки формируется так называемый пест (хвостовая часть кумулятивной струи). Внутренние слои облицовки образуют головную часть струи. Облицовка из тяжелых пластичных металлов (например, меди), образует сплошную кумулятивную струю с плотностью 85-90% от плотности материала, способную сохранять целостность при большом удлинении (до 10 диаметров воронки). Скорость металлической кумулятивной струи достигает в её головной части 10-12 км/с. При этом скорость движения частей кумулятивной струи вдоль оси симметрии неодинакова и составляет до 2 км/с в хвостовой части (т.н. градиент скорости). Под действием градиента скорости струя в свободном полете растягивается в осевом направлении с одновременным уменьшением поперечного сечения. На удалении более 10-12 диаметров воронки кумулятивного заряда струя начинает распадаться на фрагменты и её пробивное действие резко снижается.
Опыты по улавливанию кумулятивной струи пористым материалом без её разрушения показали отсутствие эффекта перекристаллизации , т.е. температура металла не достигает точки плавления, она даже ниже точки первой перекристаллизации. Таким образом, кумулятивная струя представляет собой металл в жидком состоянии, нагретый до относительно низких температур. Температура металла в кумулятивной струе не превышает 200-400° градусов (некоторые эксперты верхнюю границу оценивают в 600°).
При встрече с преградой (бронёй) кумулятивная струя тормозится и передает давление преграде. Материал струи растекается в направлении, обратном её вектору скорости. На границе материалов струи и преграды возникает давление, величина которого (до 12-15 т/кв.см) обычно на один-два порядка превосходит предел прочности материала преграды. Поэтому материал преграды выносится («вымывается») из зоны высокого давления в радиальном направлении.
Эти процессы на макроуровне описываются гидродинамической теорией, в частности для них справедливо уравнение Бернулли, а также полученное Лаврентьевым М.А. уравнение гидродинамики для кумулятивных зарядов. Вместе с тем, расчётная глубина пробития преграды не всегда согласуется с экспериментальными данными. Поэтому в последние десятилетия физика взаимодействия кумулятивной струи с преградой изучается на субмикроуровне, на основе сравнения кинетической энергии удара с энергией разрыва межатомных и молекулярных связей вещества. Полученные результаты используются в разработке новых типов как кумулятивных боеприпасов, так и броневых преград. Заброневое действие кумулятивного боеприпаса обеспечивается высокоскоростной кумулятивной струей, проникшей сквозь преграду, и вторичными осколками брони. Температуры струи достаточно для воспламенения пороховых зарядов, паров ГСМ и гидравлических жидкостей. Поражающее действие кумулятивной струи, уменьшаются с увеличением толщины брони. Не стоит забывать и об осколках брони ,которые образуются с внутренней стороны башни в тот момент,когда струя проникла все же внутрь.Скорость осколков ненамного ниже скорости самой струи.
ФУГАСНОЕ ДЕЙСТВИЕ КУМУЛЯТИВНОГО БОЕПРИПАСА
Теперь подробнее по избыточному давлению и ударной волне. Сама по себе кумулятивная струя никакой значимой ударной волны не создаёт в силу своей небольшой массы. Ударную волну создаёт подрыв заряда ВВ боеприпаса (фугасное действие). Ударная волна НЕ МОЖЕТ проникнуть за толстобронную преграду через отверстие, пробитое кумулятивной струей, потому что диаметр такого отверстия ничтожен, какого-либо значимого импульса через него передать невозможно. Соответственно, не может создаваться избыточное давление внутри бронеобъекта.
Образующиеся при взрыве кумулятивного заряда газообразные продукты находятся под давлением 200-250 тыс. атмосфер и нагреты до температуры 3500-4000°. Продукты взрыва, расширяясь со скоростью 7-9 км/с, наносят удар по окружающей среде, сжимая и среду, и находящиеся в ней объекты. Прилегающий к заряду слой среды (например, воздух) мгновенно сжимается. Стремясь расшириться, этот сжатый слой интенсивно сжимает следующий слой, и так далее. Процесс этот распространяется по упругой среде в виде так называемой УДАРНОЙ ВОЛНЫ.
Граница, отделяющая последний сжатый слой от обычной среды, называется фронтом ударной волны. На фронте ударной волны происходит резкое повышение давления. В начальный момент формирования ударной волны давление на её фронте достигает 800-900 атмосфер. Когда ударная волна отрывается от теряющих способность к расширению продуктов детонации, она продолжает самостоятельное распространение по среде. Обычно отрыв происходит на удалении 10-12 приведённых радиусов заряда.
Фугасное действие заряда по человеку обеспечивается давлением во фронте ударной волны и удельным импульсом.
Удельный импульс равен количеству движения, которое несёт в себе ударная волна, отнесённому к единице площади фронта волны. Человеческое тело за краткое время действия ударной волны поражается давлением в её фронте и получает импульс движения, что приводит к контузиям, повреждениям наружных покровов, внутренних органов и скелета.
Механизм формирования ударной волны при подрыве заряда ВВ на поверхностях отличается тем, что дополнительно к основной ударной волне формируется отражённая от поверхности ударная волна, совмещающаяся с основной. При этом давление в совмещённом фронте ударной волны в некоторых случаях почти удваивается. Например, при подрыве на стальной поверхности давление на фронте ударной волны составит 1,8-1,9 по сравнению с детонацией такого же заряда в воздухе.
Именно такой эффект происходит при детонации кумулятивных зарядов противотанковых средств на броне танков и другой техники.В силу небольших габаритов танков и других бронеобъектов, а также детонации кумулятивных зарядов на поверхности брони, фугасное действие на экипаж в случае ОТКРЫТЫХ ЛЮКОВ машины обеспечивается сравнительно небольшими зарядами кумулятивных боеприпасов. Например, при попадании в центр бортовой проекции башни танка путь ударной волны от точки детонации до проёма люка составит около метра, при попадании в лобовую часть башни менее 2 м, в кормовую часть – менее метра. В случае попадания кумулятивной струи в элементы динамической защиты возникают вторичные детонационные и ударные волны, способные нанести дополнительные повреждения экипажу через проёмы открытых люков.
Давление на фронте ударной волны в локальных точках может как снижаться, так и увеличиваться при взаимодействии с различными объектами. Взаимодействие ударной волны даже с объектами небольших размеров, например с головой человека в каске, приводит к кратным локальным изменениям давления. Обычно такое явление отмечается при наличии преграды на пути ударной волны и проникновении (как говорят – «затекании») ударной волны внутрь объектов через открытые проёмы.
Таким образом, теория не подтверждает гипотезу об уничтожающем действии избыточного давления кумулятивного боеприпаса внутри танка. Ударная волна кумулятивного боеприпаса образуется при взрыве заряда ВВ и может проникнуть внутрь танка только через отверстия люков. Поэтому люки СЛЕДУЕТ ДЕРЖАТЬ ЗАКРЫТЫМИ. Кто этого не делает, рискует получить сильную контузию, а то и погибнуть от фугасного действия при подрыве кумулятивного заряда.
В каких обстоятельствах возможно опасное повышение давления внутри закрытых объектов? Только в тех случаях, когда кумулятивным и фугасным действием заряда ВВ в преграде пробивается отверстие, достаточное для затекания продуктов взрыва и создания внутри ударной волны. Синергетический эффект достигается сочетанием кумулятивной струи и фугасного действия заряда на тонкобронных и непрочных преградах, что приводит к конструкционному разрушению материала, обеспечивая затекание продуктов взрыва за преграду. Например, боеприпас немецкого гранатомёта «Panzerfaust» 3-IT600 в многоцелевом варианте при пробитии железобетонной стены создаёт в помещении избыточное давление 2-3 бар.
ПРАКТИКА
Многочисленные свидетельства и факты периода кампаний в Чеченской республике о поражении танков, БТР и БМП кумулятивными боеприпасами РПГ и ПТУР не выявили влияния избыточного давления: все случаи гибели, ранений и контузий экипажей объясняются либо поражением кумулятивной струёй и фрагментами брони, либо фугасным действием кумулятивных боеприпасов.
Существуют официальные документы, описывающие характер повреждений танков и экипажей кумулятивными боеприпасами: «Танк Т-72Б1 … изготовлен ПО «Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил) в декабре 1985 г. Участвовал в действиях по наведению конституционного порядка в ЧР в 1996 году и получил боевые повреждения, приведшие к гибели командира танка… При осмотре объекта специалистами было выявлено 8 боевых повреждений. Из них:
• на корпусе – 5 повреждений (3 попадания кумулятивной гранатой в участки борта, защищенные ДЗ, 1 попадание кумулятивной гранатой в резинотканевый экран, не защищенный ДЗ, 1 попадание осколочной гранатой в кормовой лист);
• на башне – 3 повреждения (по 1 попаданию кумулятивной гранатой в лобовую, бортовую и кормовую части башни).
Обстрел танка велся кумулятивными гранатами из ручных гранатометов типа РПГ-7 (бронепробиваемость до 650 мм) или РПГ-26(бронепробиваемость до 450 мм) и осколочными гранатами типа ВОГ-17М из подствольных гранатометов или АГС-17 «Пламя». Анализ характера поражений и их взаимное расположение с достаточно большой долей вероятности позволяет сделать вывод, что в момент начала обстрела танка башня и пушка его находились в положении «по-походному», зенитная установка «Утес» была отвернута назад, а крышка люка командира была приоткрыта или открыта полностью. Последнее могло привести к поражению командира танка продуктами взрыва кумулятивной гранаты и ДЗ при попадании в правый борт башни без пробития брони. После полученных повреждений машина сохранила способность к передвижению своим ходом… Корпус машины, узлы ходовой части, моторно-трансмиссионная установка, боекомплект и внутренние топливные баки, в целом оборудование корпуса сохранили работоспособность. Несмотря на сквозное пробитие брони башни и некоторые повреждения элементов A3 и СТВ, пожар внутри машины не возник, сохранена возможность ведения огня в ручном режиме, а механик-водитель и наводчик остались живы. ______
Оборонная исследовательская служба вооружённых сил Дании провела испытания эффективности кумулятивных суббоеприпасов для 155-мм снарядов, выбрав в качестве объекта танк «Центурион». Датчане использовали методику статических испытаний, разместив суббоеприпасы на башне и корпусе машины под различными углами. Внутри машины, на местах экипажа в обитаемом отделении, и по всему танку поместили датчики давления, температуры, ускорений. В процессе исследований на танке провели 32 подрыва суббоеприпасов. Мощность кумулятивных боеприпасов была такова, что кумулятивная струя зачастую пробивала танк сверху донизу, да ещё оставляла под днищем воронку в грунте. При этом установленные в танке датчики НЕ ЗАФИКСИРОВАЛИ ПОВЫШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ И ТЕМПЕРАТУРЫ. В 2008 году на 24-м международном симпозиуме по баллистике доктор Манфред Хельд из оборонного департамента Defence and Security Systems аэрокосмической корпорации EADS представил доклад «Behind Armour Effects at Shaped Charge Attacks» (Заброневое действие кумулятивных боеприпасов).В докладе обобщены результаты новейших экспериментов, с использованием современных измерительных средств и методик, по исследованию поражающих факторов кумулятивных боеприпасов. Здесь нет смысла приводить сотни цифр, полученных в ходе экспериментов. Достаточно общей картины заброневого действия кумулятивных боеприпасов, показанной на итоговом рисунке из доклада. [url=http://fotki.yandex.ru/users/soldier732/view/544995/][/url] Интересующий нас эффект избыточного давления (Blast) отмечен как НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ (согласно отечественной классификации – нулевая степень поражения). Что, собственно, и не подлежало сомнению в кругах специалистов. А вот сама кумулятивная струя (Residual Jet Material) и осколки (Spalls) представляют серьёзную опасность. Отмечена также средняя степень опасности фугасного действия боеприпаса с наружной стороны брони, что лишний раз подчёркивает вредность обсуждаемого мифа.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД Если кумулятивная струя и осколки брони не поражают людей и пожаро-/взрывоопасное оборудование танка, то экипаж благополучно выживает: при условии нахождения внутри бронетехники и закрытых люках!." (С)
Добавлю. В первую кампанию мой бывший одноклассник поменял один танк после 2-х попаданий Из РПГ (один в боковую проекцию башни, другой в двигатель сверху)Экипаж жив, у товарища несколько мелких осколков в плече и ноге.
Другой товарищ пересаживался два раза. Первый - Т-72, 4 попадания из РПГ (башня сверху, корпус справа от мехвода где должна быть малая боеукладка, БП оттуда перед БД убрали и два в правый борт; второй Т-80 с 3-мя попаданиями - два в башню спереди и один в корпус. В обоих случаях экипаж переходил на другую машину в полном составе.
Это убедительно. Особенно результаты боевого опыта. Посмотрел я презентацию Held. По ней оценить качество эксперимента сложно, это все-таки, картинки. Мы в начале 80-х пробовали проводить аналогичные эксперименты, но ничего особо ценного не получилось. Хотя было ясно, что после проникновения песта за преграду образуется ударная волна, но посчитать ее параметры мы не смогли. Тут вопрос не в среднем давлении, а в его градиенте. Убивает - градиент. Тогда считалось, что параметры ударной волны достаточны, чтобы уничтожить экипаж. Естественно, нам это проверять даже на кошечках никто не разрешал. С тех пор за 30 лет понимание физики процесса изменилось.
Регистрация: 21.03.2012 Сообщений: 10792 Откуда: Донецк Имя: Дмитрий Ефименко
Господа, никак не могу понять, почему в вопросе закрытый/открытый БТР вы уперлись в поражение камулятивным боеприпасом? :???: В открытый БТР нет необходимости стрелять из РПГ, достаточно подбросить НАД ним ручную гранату или навесиком попасть внутрь из подствольника. Ну, а утверждение, что лучшая защита от ОМП - сидеть в ОЗК в открытом БТР - это просто песТня! :shock: :-x
Регистрация: 03.09.2012 Сообщений: 196 Откуда: Самара Имя: Денис
makosha писал(a):
Это убедительно. Особенно результаты боевого опыта. Посмотрел я презентацию Held. По ней оценить качество эксперимента сложно, это все-таки, картинки. Мы в начале 80-х пробовали
Ну, тогда и с измерительными приборами было не везде гуд. Простительно, когда во времена 2МВ не могли точно определить все параметры. Но тогда и сами подобные БП только появились. Именно с тех пор и пошли легенды об открытых люках. Панцерфауст скорее проламывал броню, а большой заряд ВВ, создавал ударную волну, которая и проникала в пролом. Помимо механических повреждений (осколки) экипаж подвергался воздействию ударной волны. Интереснее другое, почему в военных училищах офицерам не давали по данному вопросу реальной информации. Лично я узнал об этом от брата отца (бывшего препода из Арт.Академии) еще в начале 90-х, правда уже был на тот момент контрактником. Как он надо мной смеялся)))
Регистрация: 09.04.2012 Сообщений: 19944 Откуда: Росиия Москва Имя: Дмитрий Старицкий
lvbnhbq писал(a):
Господа, никак не могу понять, почему в вопросе закрытый/открытый БТР вы уперлись в поражение камулятивным боеприпасом? :???: В открытый БТР нет необходимости стрелять из РПГ, достаточно подбросить НАД ним ручную гранату или навесиком попасть внутрь из подствольника. Ну, а утверждение, что лучшая защита от ОМП - сидеть в ОЗК в открытом БТР - это просто песТня! :shock: :-x
давно уже против гранат над открытым БТР просто ставится сетка рабица от которой эта граната отскакивает.
Регистрация: 09.04.2012 Сообщений: 19944 Откуда: Росиия Москва Имя: Дмитрий Старицкий
Борис Громов писал(a):
При всем моем уважении. Хоть один БТР, оборудованный подобной сеткой в России видели? Я - нет, хотя повидал бронетехники богато.
Французы такое изобрели в Индокитае в конце 40-х. Амеры использовали там же. В Африке применяют. Будет нужда поставить такую сетку полчаса времени, говно вопрос.
Регистрация: 19.02.2012 Сообщений: 8007 Откуда: Сергиев Посад, Московская обл.
DStaritsky писал(a):
Французы такое изобрели в Индокитае в конце 40-х. Амеры использовали там же. В Африке применяют. Будет нужда поставить такую сетку полчаса времени, говно вопрос.
При всем моем уважении, дубль два. Кто и когда изобрел защитные сетки и решетчатые экраны на бронетехнику, а так же кто и где такую технику применял, я слегка в курсе. Меня больше интересует про происходящее среди родных осин. В России применяют? Нет. И не будут применять, потому как "по Уставу не положено". У нас за самовольно сделанные изменения так "передужье натрут" (с) В. Васильев, что никогда в жизни больше подобными переделками заниматься желания не возникнет.
А так, самое известное что есть - страйкеры. Наши в Ираке доработали, достаточно быстро, правда весьма частично. Еще есть вариант для БТР-4, вот не знаю, в Ирак идет или нет, я имею ввиду в базовом комплекте. Однако, опять же - штатно такое на имеющиеся БТР и БМП (насколько я в курсе) в войсках отсутствуют.
Очевидно - потому что на броне тогда ездить не удобно.
Регистрация: 21.03.2012 Сообщений: 10792 Откуда: Донецк Имя: Дмитрий Ефименко
Господа, это противокумулятивные сетки и экраны. Никакая сетка, натянутая над открытым верхом БТР не спасет от осколков, даже, если граната не попадет внутрь. И от контузии, кстати, тоже.
Регистрация: 09.04.2012 Сообщений: 19944 Откуда: Росиия Москва Имя: Дмитрий Старицкий
lvbnhbq писал(a):
Господа, это противокумулятивные сетки и экраны. Никакая сетка, натянутая над открытым верхом БТР не спасет от осколков, даже, если граната не попадет внутрь. И от контузии, кстати, тоже.
противокулятивная сетка ставится с бортов на нед головой.
от сетки граната просто отлетает в сторону довольно прилично + авто на скорости.
Регистрация: 21.03.2012 Сообщений: 10792 Откуда: Донецк Имя: Дмитрий Ефименко
DStaritsky писал(a):
противокулятивная сетка ставится с бортов на нед головой.
от сетки граната просто отлетает в сторону довольно прилично + авто на скорости.
Согласен, но в том же городе, в тех же горах будет куча возможностей бросить гранату так, чтобы она взорвалась над сеткой, без контакта. А с появлением РГН и РГО уже сам контакт станет причиной взрыва. Сетка спасает от прямого влета гранаты внутрь. Я уже не говорю о том, что внутренности открытого БТР будут простреливаться с любой возвышенности. Открытые БТР 40-х, начала пятидесятых - средства доставки пехоты к полю боя. Более поздние - непосредственные участники боя.
Регистрация: 09.04.2012 Сообщений: 19944 Откуда: Росиия Москва Имя: Дмитрий Старицкий
lvbnhbq писал(a):
Согласен, но в том же городе, в тех же горах будет куча возможностей бросить гранату так, чтобы она взорвалась над сеткой, без контакта. А с появлением РГН и РГО уже сам контакт станет причиной взрыва. Сетка спасает от прямого влета гранаты внутрь. Я уже не говорю о том, что внутренности открытого БТР будут простреливаться с любой возвышенности. Открытые БТР 40-х, начала пятидесятых - средства доставки пехоты к полю боя. Более поздние - непосредственные участники боя.
немецкие ганомаги в бою принимали учатие непосредственно, поддержива огнем свое отделение панцергренадеров. Только щитки на пулеметах появились уже во время войны..
Регистрация: 21.03.2012 Сообщений: 10792 Откуда: Донецк Имя: Дмитрий Ефименко
DStaritsky писал(a):
немецкие ганомаги в бою принимали учатие непосредственно, поддержива огнем свое отделение панцергренадеров. Только щитки на пулеметах появились уже во время войны..
Выгрузив десант, в роли подвижной пулеметной точки. Если я правильно понял, то в Советской доктрине рассматривалась именно возможность участия в бою без выгрузки десанта. Отсюда и появление БМП.
Цитата:
Серийное производство наиболее массовой модификации бронетранспортера – БТР-50ПК (объект 750ПК) началось в 1958 году. Основным его отличием от базовой версии была крыша над десантным отделением в которой имелось три люка для посадки/высадки десанта. Установка бронекрыш была осуществлена на всех неплавающих и плавающих гусеничных и колесных бронетранспортерах по опыту венгерских событий 1956 года. Отсутствие крыш у отечественных бронетранспортеров стало причиной значительных потерь в личном составе. Машины открытые сверху забрасывались бутылками с зажигательной смесью и гранатами из верхних окон домов. Кроме того, у плавающих бронетранспортеров с закрытыми полностью корпусами лучшие характеристики при плавании во время волнения.
Информация взята отсюда. В Венгрии, думается, были не только БТР-50П, но и 40-е и 152-е. Т.е., требования были общими для всех БТР. Плюс защита от ОМП. Многие БТР середины 40-х были открытыми для облегчения погрузки/выгрузки л/с, возможности ведения огня на ходу без утяжеления конструкции башней, для облегчения конструкции, из-за отсутствия достаточного количества листового проката нужных характеристик и размеров.
Регистрация: 07.03.2012 Сообщений: 1268 Откуда: Москва Имя: Виктор
Цитата:
Теперь подробнее по избыточному давлению и ударной волне. Сама по себе кумулятивная струя никакой значимой ударной волны не создаёт в силу своей небольшой массы.
читал об этом в мемуарах танкового конструктора. читал давно, было что то вроде такого: "во время атаки был пущен танк-мишень, с одни ммехводом, на полике которого лежали спецы в противогазах и рассматривали струи кумулятивных снарядов, попадавших в башню."
Регистрация: 22.06.2012 Сообщений: 6153 Откуда: Где-то под Белгородом Имя: Александр
Ещё подростком читал книгу о создателе танковых тралов. В ней был эпизод, когда в 42 под Керчью он попал в танке под обстрел кумулятивными снарядами. Оглушенный первым попаданием упал на дно танка и наблюдал пролетающие внутри танка кумулятивные струи. Всего в танк было шесть попаданий. У немцев тогда были КС кал. 75 мм. Насчёт езды на броне. ЕМНИП в "Солдате удачи" встречал такое объяснение - людей выгоняло наверх не опасение перед подрывом (кстати в 02 году сын моих соседей подорвался в Чечне сидя сверху на БМП, результат - перелом таза), а психологические проблемы. Ну не может человек многие часы сидеть внутри железного ящика ожидая выстрела из РПГ и НЕ ИМЕЯ ВОЗМОЖНОСТИ ВИДЕТЬ ОКРУЖАЮЩУЮ ОБСТАНОВКУ. Перископы и амбразуры не в счёт. Не зря иорданцы поставили на своём "Тимсахе" для КАЖДОГО бойца жидкокристаллический экран для улучшения обзора.
Регистрация: 07.03.2012 Сообщений: 1268 Откуда: Москва Имя: Виктор
staryi_prapor писал(a):
Ещё подростком читал книгу о создателе танковых тралов. В ней был эпизод, когда в 42 под Керчью он попал в танке под обстрел кумулятивными снарядами. Оглушенный первым попаданием упал на дно танка и наблюдал пролетающие внутри танка кумулятивные струи. Всего в танк было шесть попаданий. У немцев тогда были КС кал. 75 мм.
Регистрация: 03.09.2012 Сообщений: 196 Откуда: Самара Имя: Денис
Борис Громов писал(a):
потому как "по Уставу не положено". У нас за самовольно сделанные изменения так "передужье натрут" (с) В. Васильев, что никогда в жизни больше подобными переделками заниматься желания не возникнет.
Солидаризируюсь. В 94-м еще в самом начале я пришел в бат. имея кое-какой опыт. И тут же на наши БТРы в роте заставил бойцов навесить ящики с камнями и бордюрные плиты. За сие самоуправство был жестоко поиметен комбатом, котрый войну только в кино видел.(Стоит ли рассказывать о БТРах, натертых для пущей красоты соляркой?) Правда, когда у Богородцев спалили сразу несколько коробочек, свое мнение изменил и уже вся броня ходила "красивая". Так-что есть у нас такие "грамотные" офицеры.
С другой стороны, мелкоячеистую капроновую сеть мы натягивали снаружи оконных проемов в зданиях.