Мне для книги надо (вопросы от 1882)

  Всего сообщений: 614
Для печати
Автор Сообщение
1882
 Написано: 09.06.2025, 09:50  

Писатель


Регистрация: 06.06.2013
Сообщений: 3947
Откуда: Керчь
Имя: Николай
RedSun писал(a):
В середине 90х появились литий-ионные аккумуляторы. Они не могли отдавать большой ток, но худо-бедно подходили для применений вроде телефонов.
В начале 2000х произошёл переход из новую химию - литий-полимерную. Вдобавок начались эксперименты с конструкцией ячеек. Всё это позволило выпускать аккумуляторы с повышенной токоотдачей и большей плотностью энергии, подходящие в том числе и для авиамоделей. Но это было уже в 2005 - 2010.

а был при этом технологический прорыв или сразу было понятно, что можно делать по-другому, но пока это экономически не выгодно для производителя?
просто я как человек долгие годы имевший отношения к торговле знаю, что любая новая вещь поступающая в продажу должна собрать свою кассу, принести прибыль и только потом в продажу поступает следующая модель, хоть изначально продавцу и основным дистребьютерам понятно, что можносле Первой модели вводить в продажу Пятую, не заморачиваясь со второй, третей и четвертой...
В начало страницы
RedSun
 Написано: 09.06.2025, 23:06  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
1882 писал(a):
а был при этом технологический прорыв или сразу было понятно, что можно делать по-другому, но пока это экономически не выгодно для производителя?
просто я как человек долгие годы имевший отношения к торговле знаю, что любая новая вещь поступающая в продажу должна собрать свою кассу, принести прибыль и только потом в продажу поступает следующая модель, хоть изначально продавцу и основным дистребьютерам понятно, что можносле Первой модели вводить в продажу Пятую, не заморачиваясь со второй, третей и четвертой...

Вопрос интересный, на самом деле... Не знаю :xz:

Могу только сказать, что цены на литиевые банки неуклонно снижались в 2000-2010, а характеристики их улучшались. Поначалу продавались только фирменные аккумуляторы, а потом подтянулись китайцы. Какого-то прорыва, скачка не припомню.
В начало страницы
lvbnhbq
 Написано: 10.06.2025, 00:37  

Писатель


Регистрация: 21.03.2012
Сообщений: 11141
Откуда: Донецк
Имя: Дмитрий Ефименко
Кстати, кажется, я уже рассказывал... :xz:
Знакомый мне рассказывал, что если бы в 90-е вложились в ионистеры, то, как минимум, мощные гибриды можно было бы реализовать лет на десять раньше. Причем, вроде как, в Союзе были весьма перспективные разработки.
:xz: :xz: :xz: :xz:
В начало страницы
1882
 Написано: 10.06.2025, 14:24  

Писатель


Регистрация: 06.06.2013
Сообщений: 3947
Откуда: Керчь
Имя: Николай
тогда еще один уточняющий вопрос: если сделать все-таки БПЛА самолетного типа на доступном 20 лет назад максимально маленьком ДВС с дальностью полета не больше 100км. то какого он примерно будет размера и какую полезную нагрузку будет нести? а наведение у него на цель пусть будет с помощью радиомаяка установленного в районе цели
В начало страницы
1882
 Написано: 10.06.2025, 14:25  

Писатель


Регистрация: 06.06.2013
Сообщений: 3947
Откуда: Керчь
Имя: Николай
и еще один вопрос: какой из отечественных патронов имеет самый чувствительный к пробитию бойком капсюль?
В начало страницы
PROF
 Написано: 10.06.2025, 14:59  

Эксперт по мирам


Регистрация: 02.03.2012
Сообщений: 9750
Откуда: Рязань
Имя: Михаил
1882 писал(a):
тогда еще один уточняющий вопрос: если сделать все-таки БПЛА самолетного типа на доступном 20 лет назад максимально маленьком ДВС с дальностью полета не больше 100км. то какого он примерно будет размера и какую полезную нагрузку будет нести? а наведение у него на цель пусть будет с помощью радиомаяка установленного в районе цели

Не обязательно максимально маленьком. Надо наоборот МАКСИМАЛЬНО БОЛЬШИМ (в рамках модели) Ибо тогда (и только тогда) килограмм 50-100 поднимет. А вообще ZDZ модельный выглядит как двигатель от Запора и имеет как раз мощность 30 л.с.

А миллипусечный движок на полтора кубика и поднимет 100 грамм.
В начало страницы
RedSun
 Написано: 10.06.2025, 15:06  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
1882 писал(a):
тогда еще один уточняющий вопрос: если сделать все-таки БПЛА самолетного типа на доступном 20 лет назад максимально маленьком ДВС с дальностью полета не больше 100км. то какого он примерно будет размера и какую полезную нагрузку будет нести? а наведение у него на цель пусть будет с помощью радиомаяка установленного в районе цели

С модельными ДВС такая история.
В конце 90х - начале 00х эта тема была на пике развития, и разнообразных модельных движков была тьма тьмущая.

Для полётов на дальняк лучше подходят бензинки с искровым зажиганием. Были они размером от 14-15 кубиков и в гору. Дури в таком движке 2 - 2.5 лошади. Этого хватит, чтобы тащить по горизонту аэроплан килограммов в пять весом и габритами 2 х 2 метра.

Из 5 килограмм 700-800 гр. мотор, 500-700 гр. топливо, 1.5 - 2 кг планер, 400 - 500 гр. электроника и акумуляторы.
Кило - полтора полезной нагрузки.

Такой самолёт спроектирует и построит любой пацан, отзанимавшийся в кружке пару лет. Можно, вероятно, подобрать и готовую RTF-модель с подходящими параметрами. Такое убоище, например. Ему рекомендован движок чуть побольше, но нам пилотаж не крутить.
Или увеличить до нужного размера обычный ДВСный тренер, чертежей которых тьма-тьмущая.

Ценой некоторого удорожания компонентов и усложнения технологии можно снизить вес как планера, так и оборудования, и догнать вес полезной нагрузки килограмм до двух. Либо сделать планер побольше, но изрядно потерять в скорости и всепогодности.

Как-то так.

Бензиновый движок 15 кубов тех времён
Ещё несколько от другого производителя
В начало страницы
Тихон
 Написано: 10.06.2025, 15:30  

Регистрация: 14.09.2014
Сообщений: 1241
Имя: Геннадий
Если сильно увеличивать планер с двигателем по 15 куб, редуктор будет нужен? Иначе больно винт мал, нет?
И желательно оппозитный, иначего вибрации картинку "размажут".
Как на то время у камер со стабилизацией?
В начало страницы
RedSun
 Написано: 10.06.2025, 15:40  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
Тихон писал(a):
Если сильно увеличивать планер с двигателем по 15 куб, редуктор будет нужен? Иначе больно винт мал, нет?

У моделей самолётов обычно играют сочетанием параметров диаметр винта / шаг винта. Больше диаметр / меньше шаг для малых скоростей. Наоборот - для больших скоростей.

Редукторы ставили на вертолёты и в комплект к высокооборотстым низкомоментным электромоторам. Для ДВС самолёта проще подобрать мотор и винт.
В начало страницы
RedSun
 Написано: 10.06.2025, 15:49  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
Тихон писал(a):

И желательно оппозитный, иначего вибрации картинку "размажут".
Как на то время у камер со стабилизацией?

Плохо со стабилизацией.

В больших дорогих камерах она оптическая - движением специальной линзочки внутри объектива либо движением матрицы.
В массовых мелких камерах стабилизации или нет вовсе, или зачатки электронной.
В дорогих мелких камерах стабилизация электронная, но цена...

В то же время, всё не так плохо и без неё. Если объектив широкоугольный (а для управления полётом именно он и нужен), то прекрасно летается и без стабилизации.

Другое дело, что 1882 и не заказывал самолёт с камерой. Ему наведение по радиомаяку нужно.
В начало страницы
Тихон
 Написано: 10.06.2025, 15:51  

Регистрация: 14.09.2014
Сообщений: 1241
Имя: Геннадий
RedSun писал(a):
У моделей самолётов обычно играют сочетанием параметров диаметр винта / шаг винта. Больше диаметр / меньше шаг для малых скоростей. Наоборот - для больших скоростей.

Редукторы ставили на вертолёты и в комплект к высокооборотстым низкомоментным электромоторам. Для ДВС самолёта проще подобрать мотор и винт.

Не не знаю. Так то

Формула для расчета тяги воздушного винта: P = αρD⁴ns², где:
P - тяга (в кг);
α - коэффициент тяги, зависит от формы лопасти и других факторов (в кг/м⁴);
ρ - плотность воздуха (в кг/м³);
D - диаметр винта (в м);
n - скорость вращения винта (в об/с);
s - шаг винта (в м).

Четвёртая степень не вторая

И в любом случае оппозит лучше
Там не токмо нет колебаний первого порядка, но и второго.
Шахэды, Герани в пример
В начало страницы
RedSun
 Написано: 10.06.2025, 16:03  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
Тихон писал(a):
Не не знаю. Так то
Формула для расчета тяги воздушного винта...

Производитель рекомендует для своего пятнадцатикубового мотора такие варианты винтов:

Для спортивных моделей : 11 x 11-12, 12 x 10-12, 13 x 9
Для копий и учебных : 13 x 9, 14 x 7, 15 x 6, 16 x 6

Видите, какой диапазон? А они гарантируют работу движка в таких условиях.

Так что подобрать можно. Или даже посчитать... :writer:
В начало страницы
RedSun
 Написано: 10.06.2025, 16:06  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
Тихон писал(a):

И в любом случае оппозит лучше
Там не токмо нет колебаний первого порядка, но и второго.
Шахэды, Герани в пример

Лучше. Но есть нюанс.
Оппозиты начинаются со ста кубов. А у нас в условии задачи "самый маленький" :rtfm:

Да и стоят они существенно дороже, чем одноцилинровик того же объёма.

UPD: Был неправ, нашёл бензиновый оппозит 40 кубов. Что не отменяет условия задачи и высокой цены.
В начало страницы
RedSun
 Написано: 10.06.2025, 16:18  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
Нашёл бензинку 11 кубиков.

Соответственно, самолёт 1600 х 1600 мм, 3 кг.
Полкило полезной нагрузки. Килограмм в перегруз.
В начало страницы
1882
 Написано: 10.06.2025, 16:23  

Писатель


Регистрация: 06.06.2013
Сообщений: 3947
Откуда: Керчь
Имя: Николай
RedSun писал(a):


Другое дело, что 1882 и не заказывал самолёт с камерой. Ему наведение по радиомаяку нужно.

а еще максимально массовые компоненты для сборки на тот исторический момент...
В начало страницы
RedSun
 Написано: 10.06.2025, 16:30  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
1882 писал(a):
а еще максимально массовые компоненты для сборки на тот исторический момент...
С этим сложнее. В 2000-2005 модельное оборудование и материалы были в основном фирменные. Немецкие, английские, американские, чешские. А к 2010 году и дальше китайцы завалили модельный рынок своей продукцией, дешёвой и не сказать, чтобы совсем некачественной. Так что насчёт массовости непонятно.
В начало страницы
1882
 Написано: 10.06.2025, 16:32  

Писатель


Регистрация: 06.06.2013
Сообщений: 3947
Откуда: Керчь
Имя: Николай
RedSun писал(a):
Лучше. Но есть нюанс.
Оппозиты начинаются со ста кубов. А у нас в условии задачи "самый маленький" :rtfm:..

неправильно выразился... пусть "самый маленький" будет с полезной нагрузкой хотя бы в 5-7 кг., а то меньше как-то и не солидно получается... хотя вроде как и 7 кг маловато... 10 кг полезной нагрузки - какого размера должен быть "самолетик" с дальностью полета да 100км?
В начало страницы
1882
 Написано: 10.06.2025, 16:33  

Писатель


Регистрация: 06.06.2013
Сообщений: 3947
Откуда: Керчь
Имя: Николай
RedSun писал(a):
С этим сложнее. В 2000-2005 модельное оборудование и материалы были в основном фирменные. Немецкие, английские, американские, чешские. А к 2010 году и дальше китайцы завалили модельный рынок своей продукцией, дешёвой и не сказать, чтобы совсем некачественной. Так что насчёт массовости непонятно.

а если не модельное оборудование, а подходящий по назначению "колхоз"?
В начало страницы
RedSun
 Написано: 10.06.2025, 17:21  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
1882 писал(a):
неправильно выразился... пусть "самый маленький" будет с полезной нагрузкой хотя бы в 5-7 кг., а то меньше как-то и не солидно получается... хотя вроде как и 7 кг маловато... 10 кг полезной нагрузки - какого размера должен быть "самолетик" с дальностью полета да 100км?

Тогда что-то типа Герани, но поменьше размером.
Размах 1.8 - 2 м, длина 2 - 2.5 м.
35 - 50 кг весом.
Движок - модельный оппозитник(лучше) или одноцилиндровик(хуже) на 50-60 кубов. Либо, на крайний случай, движок от мопеда, бензопилы, триммера... Но там всё печально, придётся сильно дорабатывать для авиамодельного применения.
Из минусов - потребуется пусковая, бо такая дура с земли не взлетит, и рукой не кинешь.

Если хочется классический самолёт, то разогнать то убоище, на которое я ссылку присылал, метров до 3.5 - 4.
Мотор как у предыдущего.
Вес тоже.
В начало страницы
RedSun
 Написано: 10.06.2025, 17:29  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
1882 писал(a):
а если не модельное оборудование, а подходящий по назначению "колхоз"?

Модельное оборудование хорошо тем, что это конструктор. Если знать как, то можно собрать что угодно, не притрагиваясь ни к паяльнику, ни к дрели с пилой.

Применительно к тем же бензиновым движкам. Не обязательно покупать специфически модельный бензинник за штуку баксов, можно разобрать бензотриммер / бензопилу / мопед. Но есть нюанс. Его придётся здорово переделать, времени и сил убьёшь массу, а результат на выходе будет всё равно хуже, чем у изначально модельного двигла. То есть для бедного моделиста с руками из нужного места, доступом к станкам и кучей свободного времени это не самый плохой вариант. Но если нужно собрать 100500 аппаратов, нет ничего лучше серийного оборудования.
В начало страницы
lvbnhbq
 Написано: 10.06.2025, 17:33  

Писатель


Регистрация: 21.03.2012
Сообщений: 11141
Откуда: Донецк
Имя: Дмитрий Ефименко
А не проще тогда на "малую авиацию" автопилот присобачить? Вроде, уже тогда в Штатах вполне продавали авиационный "сделай сам". :xz:
Правда, ХЗ какие там были объемы продаж. :xz:
А с другой стороны, кмк, никто не предположил бы из-за чего случился бум с продажами. :xz: :read:
В начало страницы
RedSun
 Написано: 10.06.2025, 17:54  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
lvbnhbq писал(a):
А не проще тогда на "малую авиацию" автопилот присобачить? Вроде, уже тогда в Штатах вполне продавали авиационный "сделай сам". :xz:

Фигня в том, что когда речь заходит про пилотируемую авиацию, ценник сразу лезет вверх. Сертификация и вот это всё.
Читал, что одна и та же свеча, которая вкручивается в ротакс на лёгком самолёте и в ротакс на снегоходе, отличается по цене чуть не в десять раз.
В начало страницы
Slavic
 Написано: 10.06.2025, 18:06  

Регистрация: 10.12.2012
Сообщений: 3592
Откуда: Москва-Химки
Имя: Вячеслав
чем дальше лететь, тем больше топлива надо брать на борт. чем больше топлива тем меньше полезной нагрузки.
---------------------
помню, смотрел в 90х репортаж из какогото детского авиакружка. они строили деревянный самолет по чертежам 30-40х гг. с движком от Жигуля и расходом 10л/ч.
В начало страницы
Тихон
 Написано: 10.06.2025, 18:16  

Регистрация: 14.09.2014
Сообщений: 1241
Имя: Геннадий
RedSun писал(a):
Фигня в том, что когда речь заходит про пилотируемую авиацию, ценник сразу лезет вверх. Сертификация и вот это всё.
Читал, что одна и та же свеча, которая вкручивается в ротакс на лёгком самолёте и в ротакс на снегоходе, отличается по цене чуть не в десять раз.

Всё правильно. Но.
Размерность что то вроде Минимакса, или даже проще Арго 02.
В обоих самая тяжёлая и "бесполезная" деталь - пилот.
Мотор двухцилиндровый двухтактник, типа нашего РМЗ 500, 640 или такой же Ротакс. Постройка без оглядки не только на сертификацию, да и на запасы прочности. Ибо вместо 80 кг пилота меньшая "полезная".
При постройки серии, бригада столяров , под руководством моделиста :D , настрогант быстро.
И никаких дорогих материалов, ресурс побоку.

https://modelist-konstruktor.com/aviacziya/na-stapele-argo-02

https://youtu.be/1rwF5khKJ5g?si=lN8X5Y7FJdzPnZem
В начало страницы
RedSun
 Написано: 10.06.2025, 18:41  

Писатель


Регистрация: 12.02.2018
Сообщений: 2082
Откуда: Москва
Имя: Влад Воронов
Да я и не спорю. От модели к планеру, с планера на самолёт! :bravo:

Просто неправильно понял ваш пост. Думал, вы предлагаете покупать комплекты для самостоятельной сборки мелких самолётов. Это, конечно, дешевле, чем готовый самолёт в сборе, но всё равно дороговато.
А самостоятельно строить что-то подобное, только под другие задачи - почему бы и нет?
В начало страницы
  Всего сообщений: 614
Быстрый переход:  
  Модераторы:  Cruz, GEORGE, n90, Matraskin, Orc
Эту тему просматривают: нет зарегистрированных пользователей , гости: 20