Начну с пространного вступления. Проведя часть жизни в экспедициях, основная масса которых пришлась на 90-е годы, поневоле станешь специалистом в вопросах выживания. Но иногда этого оказывается мало... Пытаясь как-то повысить свои шансы и подойдя к вопросу с научной точки зрения, я проштудировал множество пособий по выживанию, пытаясь найти там что-то новое, полезное и занимательное для себя - авось пригодится! Должен с прискорбием сообщить - не нашел! Нет, кое-что интересное там есть, но мало-мальски соображающему человеку моментально становится понятно: пользуясь этим - выжить нельзя! Так что теперь подобное чтение почти всегда вызывает во мне дикое раздражение. Крайне редко автор действительно знает предмет, о котором с апломбом рассуждает, а не компилирует информацию из предыдущих, таких же бестолковых самоучителей, добавляя по ходу непроверенную отсебятину. А сам автор, скорее всего, никогда не выезжал дальше загородного участка. Подавляющее большинство подобных методичек - это набор штампов, в лучшем случае устаревших, а зачастую откровенно лживых (вроде мха, растущего на деревьях исключительно с северной стороны... или с южной?), кочующих из одного бездарного пособия в другое. В этом отношении указатели старичка Флинта выглядят куда толковее: "Там полярная звезда, а там - веселые пиастры!" Читателя перегружают словесным мусором о водно-солевом балансе и скрупулезно подсчитывают потребное для существования количество калорий. Путают заумными астрономическими вычислениями. А конкретные, дельные советы подменяются общими рассуждениями, опираясь на которые неподготовленный человек просто обречен сдохнуть! Сделайте корзину, поставьте силок, убейте зверя, подавайте сигналы самолетам, дожидайтесь спасателей... не ешьте мухоморы и т.п. А вот попробуйте, к примеру, подманить самолет или дождаться спасателей. М-да... Это я загнул, конечно. Ну, сплетите корзину хотя бы... Если не знаете, как это сделать, то ничего у вас и не выйдет! Реалии же таковы что, в большинстве случаев, помощи ждать не приходится, и волшебники на голубых вертолетах за вами не прилетят, если вы, конечно, не упавший в тайгу космонавт, сбитый американский летчик или не боец спецназа... которым, кстати, пособия не требуются - всех их натаскивают грамотные инструкторы. Придется рассчитывать только на себя. И не будет у вас ни парашюта для палатки, ни рации для связи... да ни хрена не будет! В связи с этим советую почитать "Затерявшиеся в тайге" Л. Репина. Автор и два его друга поставили перед собой задачу... потеряться! Имея с собой только то, что может оказаться в карманах у грибника. Книга написана с юмором и дает ясное представление о том, что ожидает обыкновенного человека, заблудившегося в лесу. Хотя люди, участвовавшие в эксперименте, были достаточно подготовлены...
Ну вот (вдох-выдох)... со вступлением я покончил (ну, занесло немного) и теперь перехожу непосредственно к тому, что хотел сказать, а именно: Порекомендовать тут некоторые книги, которые стоит почитать потенциальному робинзону и попаданцу... ну и сурвайверу, на худой конец. Это именно та категория граждан, для которых подобное чтиво будет не лишним, если уж лень листать справочники и пособия, и отделять 'зерна от плевел', в чем я с ними глубоко солидарен. А от прочтения нижеприведенной литературы, можно и удовольствие получить, да и в голове глядишь чего застрянет. Пригодиться это конечно не всем. Например, попаданцам в отношении выживания куда проще. Для них существует старая добрая магия, да и толковый наставник всегда найдется. А вот робинзону придется сложнее... Если конечно не робинзонить между продовольственным, вещевым и оружейным складами. Предлагаемая мной литература, не для таких! А для сирых и убогих лишенцев, не озаботившихся вовремя создать себе хомячий запас, хотя бы на пару лет вперед. У Али Шера выложено много на подобную тему, но там черт ногу сломит. К тому же, я хотел сделать упор именно на художественную литературу. Что-то более серьезное начинающему попаданцу осилить будет сложно. Да и из головы быстро вылетит... когда попадалово случится. Как я уже говорил, пособия по выживанию до безобразия однообразны, и мне сугубо неприятны, но правил без исключений не бывает. И среди пособий стоит отметить одно, вполне достойное. Наряду с обычной галиматьей там попадаются полезные вещи. Например, вас научат тому, как похищать овощи с чужих огородов и делать огнемет. "Выживание в зоне вооруженных конфликтов" Бориса Кудряшова. Очень познавательно! Теперь непосредственно о художественных произведениях. Оставляя за рамками собственно "Робинзона Крузо" и "Таинственный остров" Жюля Верна, перейду сразу к другим произведениям. Первым делом, это, конечно, повесть "С индейцами в скалистых горах" Д.У. Шульца - лучшей робинзонады я не встречал! Два подростка - белый и индеец - оказываются зимой в Скалистых горах без всяких средств к существованию... И живут неплохо! "Маленькие дикари" Сетона-Томпсона, с моей точки зрения, намного более занудно. Там детишки просто играют в индейцев. Но почитать стоит. Автор приводит даже чертеж типи. У него же есть симпатичный роман "Рольф в лесах". Про книгу "Затерявшиеся в тайге" Леонида Репина, я уже упоминал, но у него есть еще одна похожая: "Трое на необитаемом острове". Рекомендую обе! "Залив" Барри Крампа - про охотников на крокодилов. Сильно подозреваю, что фильм "Крокодил Данди" создан по ее мотивам. Книга отпад! Хорошая книга "Трампеадор" А. Арлетти - про аргентинских трапперов. "Охотник" Хантера - человек конкретно приложил руку к истреблению крупной фауны в Африке. Есть отличный роман про попавшего к аборигенам Австралии и двадцать лет куковавшего среди них беглого английского зека... но забыл название. Вспомню - напишу. "Папийон (мотылек)" и "Ва-банк": дилогия Анри Шарьера, тоже про зека, но французского, и мотающего срок в Южной Америке. "В дрейфе" С. Каллахен - больше двух месяцев на плоту в океане! Жуть! "Дикий Урман" Анатолий Севастьянов. Вещь! Двое людей, один из которых сломал ногу, несколько месяцев выживают в глухой тайге без ничего (утопили все). "Один в джунглях" В. Норвуд - мужик ищет алмазы в Южной Америке. Конечно, большинство этих книг следует прочесть еще в подростковом возрасте, но попаданцу освежить их в памяти будет весьма полезно. К художественным произведениям можно отнести и "10 писем робинзону" В.И. Сафонова. А к чему отнести "Записки охотника Восточной Сибири" А.Черкасова, даже не знаю, но изучить будет не вредно! Особо подчеркну, что авторы приведенных выше романов знают, о чем пишут, то есть испытали нечто подобное на собственной шкуре, а не дошли до этого путем логических умозаключений. По крайней мере, у меня сложилось подобное впечатление. В таком контексте стоило бы упомянуть Джека Лондона, но вопросами выживания он, по-моему, не заморачивается (или я не помню), больше упирая на сюжет и черты характера героев. Вот Майн Рид, тот напротив, периодически заморачивается, но несмотря на бурную биографию автора, ему я почему-то не доверяю... Список далеко не полон, записал только то, что вспомнил навскидку. Буду пополнять. Оставляйте свои советы и комментарии...
Напоследок приведу (ну не могу удержаться) кусочек одного "гениального" пособия по выживанию (на него я наткнулся в сети), опираясь на которое нужно постараться уцелеть в экстремальных условиях. Я плакал! Это квинтэссенция выживания по самоучителю! Данный труд удачно разбавлен комментариями неизвестного читателя, под каждым словом которого я лично готов подписаться! Под комментариями подписаться, если кто не понял. Внимайте!
Выживание в лесу
"Попала мне давеча в руки газета "Труд". К газетно-печатному слову я, в принципе, равнодушен, но... То ли делать было нечего, то ли еще чего - решил просмотреть для общего развития. Открываю. В глаза сразу бросается статья "Куда ты, тропинка, меня привела? Заблуждения в лесу", состоящая из советов заблудившемуся в лесу туристу. "О, - думаю, - интересно. Почитаем. Глядишь, что-нибудь новое узнаю". Второпях даже обрадовался - мол, никаких тебе маньяков, самолетов и депутатов, за ум люди взялись, за дело. И я начал вчитываться. В первый раз я засмеялся уже на третьем абзаце. Потом смеялся уже не переставая, делая лишь небольшие интервалы чтобы не навредить здоровью. Итак, по порядку и с подробностями. "ВОДА. Если вы оказались в безлюдной местности, вода играет более важную роль в вашем спасении, чем пища или даже заброшенный сарай." Некоторое время я пытался понять, чем заблудившемуся в лесу может помочь заброшенный сарай. Единственная пришедшая мысль - пересидеть дождь - казалась явно неуместной. Может, трухлявая древесина обладает до сих пор не выявленными вкусовыми качествами? Или... Прежде чем мое раскованное воображение увлеклось строительством лыж из сарайных досок, я успел подумать - а откуда, собственно, в лесу заброшенный сарай?.. Кто и для какой такой надобности его там возвел? Мистика, иначе и не скажешь... "ПИЩА. Поиски пищи - второй важный путь спасения человека." Звучит здорово. Впрочем, я еще продолжал надеяться, что руководствующийся этой статьей турист дойдет до своего спасения одним путем и, следовательно, одним куском. "Нельзя есть рыбу с несвежим запахом, ядовитые грибы." Эта мысль поразила меня своей оригинальностью и отсутствием штампов. О том, что несвеже пахнущую рыбу употреблять в пищу нельзя я еще догадывался, но тот факт, что ядовитые грибы несъедобны оказался для меня полнейшим сюрпризом. Жаль, составители забыли указать, что не рекомендуется употреблять в пищу камни, ветки деревьев и металлические предметы - кто-то ведь может этого и не знать! "Даже из одного гнезда можно получить достаточно пищи, чтобы утолить голод." Помните народное китайское лакомство - суп из ласточкиных гнезд? Теперь мне доподлинно известно, что китайскую нацию основали заблудившиеся в лесу туристы. "Для ловли рыб следует использовать нож-мачете." Странно, почему автор не посоветовал ледоруб или, на худой конец, хоккейную клюшку? Будь даже у каждого туриста по мачете, мне решительно непонятно, каким образом с помощью этого девайса можно добыть рыбу, если эта рыба не лежит на земле и не прыгает по дереву. "Папоротник. Съедобные папоротники обычно растут в лесах. Их разделяют на три вида: орляк, многоножка и древовидный папоротник." Ну да, если обнаружилось свободное время, лучше подучить ботанику. Выбраться из леса всегда успеем. "Злаки. Это пшеница, овес, рис, просо." В лесу?.. Старые посевы заброшенного колхоза, из остатков сарайчика которого мы сварганили лыжи? "ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ". Лучше всего иметь на всякий случай простой котелок или кастрюльку с крышкой." Никогда бы не подумал, что здравомыслящий турист может взять с собой котелок просто "на всякий случай". Меня мучают ужасные подозрения - на чем же варганит себе еду этот субъект в тех случаях, когда не предполагает заблудиться?.. Или не заблудившийся туристом считаться не может? "В случае смерти прошу считать меня туристом"?.. "Если же нет котелка, надо запастись листом фольги..." Где запастись? Если у тебя дома нет котелка, то какой же ты турист? Или подразумевалось, что запастись фольгой можно непосредственно на месте, после того, как подтвердился факт заблуждания... тьфу... заблуждения? Действительно, вдруг рядом магазин, а у нас и фольги-то нет... "Корни или клубни картофеля заворачивают прямо в фольгу и кладут в огонь костра." Интересно, картофель тоже предполагалось найти на заброшенном колхозном поле или взять "на всякий случай"? Или, может, картофель будут разбрасывать над лесом с самолетов в качестве гуманитарной помощи голодающим туристам? А "огонь костра" - это вообще сильно, меня проняло. "Точно так же можно зажарить рыбу, птицу." Так же? Засунуть в фольгу и положить в огонь костра? Ну да, не мудрствуя лукаво... Они зря не написали о том, что мачете из нее предварительно можно вынуть. "Если под рукой есть толстая фольга, можно изготовить из нее кастрюлю или сковородку..." А если под рукой вдруг оказалась машина, то надо сесть в нее и поехать домой, предварительно закрыв за собой дверцу. "Некоторые блюда можно готовить и прямо в костре - рыбу, клубни растений, но лучше заранее обмазать их слоем глины." Великий гуру забыл упомянуть, что глину потом можно снять... Впрочем, учитывая бедственное положение туриста, глина еще не самая плохая альтернатива майонезу и горчице. "Немедленная варка на костре - лучшая защита от пищевого отравления." Ну да, делаем из толстой фольги кастрюлю под свой размер и паримся, пока не закипит. Потом добавляем по вкусу клубней и злаков - и готово, никакое пищевое отравление нам теперь не страшно. "Нельзя оставаться без фляги с водой или спиртом..." Вот это верно! На худой конец воду можно и не брать, а вот что делать в лесу без фляги спирта - не совсем ясно. Так что если забыли дома спирт (как жаль, что мудрый наставник забыл сообщить рецепт изготовления браги из клубней, картошки и папоротника!), не блудитесь. То бишь не заблуждайтесь - себе дороже. "Еще лучше, если у вас под рукой есть запасная одежда, проволока, бензин, ткань, фольга, а также фонарь." А еще - лопата, акваланг, счетчик Гейгера, подзорная труба, динамит и пылесос. Ну какой смысл заблуждаться без необходимого инвентаря?.. Это ведь уже не в кайф будет. "Второй совет - уходя, оставьте на месте аварии свой адрес и направление пути." Авария? Ну не знаю... Единственная авария у туриста, которая мне приходит на ум - наступившее в следствии переедания диких слив расстройство желудка. В этом случае оставлять на месте... кхм... аварии свой адрес - не только аморально, но еще и опасно - вдруг аборигены умеют читать... Найдут еще... Впрочем, я уже представил себе занятную картину - лежит на полянке (пардон, месте аварии) продукт человеческой жизнедеятельности, прикрытый запиской: "Vasja Pupkin, vasja.pupkin@mail.ru. Ушол на севир"... "Лучше всего двигаться по направлению к реке, берегу моря или к населенному пункту." Особенно мне понравилась последняя часть этого незабываемого пассажа. Я обязательно приму ее к сведенью - когда заблужусь сразу же пойду к ближайшему населенному пункту. Или, может, вначале сбегаю к берегу моря - освежусь. "Не следует тратить час, прокладывая себе путь через заросли кустарника или через болото, если их можно обойти за 10 минут." Эх, я-то понадеялся, что одного беглого ознакомления со статьей хватит чтобы быть крутым туристом... Оказывается, я еще далеко не все правила знаю. "Поэтому цель любого туриста или путешественника - избавиться от излишнего перегревания тела и поддерживать температуру в пределах 37 градусов." Бр-р-р... Полноте, да для человеков ли эта статья?.. Лично мне пока не удавалось поддерживать температуру своего тела на уровне 37 градусов. Кстати, 37 каких грудусов? По фаренгейту? По Цельсию? А может, в кельвинах? Автор забыл указать, в каких единицах он измеряет температуру... Что же мне теперь, мучаться от перегревания?.. В общем, в таком ключе написана вся статья. Да, пока не забыл... Автором ее (да не согнется вовек его фольговая сковородка и не притупится мачете!) является "участник похода кандидат географических наук Станислав Костяшкин". Комментировать не буду. Прочитал я и взгрустнул. И привиделась мне картина - в заброшенном покосившемся сарае, освещаемое только тусклым светом фонарика, сидит страшное грязное и косматое существо, окруженное грудами помятой фольги. В одной руке у него мачете, в другой - загадочный клубень, который оно периодически жует, хрустя поджаристой глиняной корочкой и периодически запивая спиртом из фляги. Время от времени оно достает из-за пазухи термометр и сверяется с его показаниями... Не пойду я в поход, стра-а-ашно... Пойду в газету устраиваться. Журналистом."
(обслезившийсь от смеха) Ну зачем же ты так, пожелей людей, а то от икоты воздуха нехватает :D :D :D :D :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
Цитата:
Теперь мне доподлинно известно, что китайскую нацию основали заблудившиеся в лесу туристы.
Регистрация: 14.03.2012 Сообщений: 251 Откуда: з Донбасу я Имя: Виталий
Почитал и думаю:- и что же то знакомое такое. Зашёл на его страницу - так это ж тот Филимонов, который "Шевелится - стреляй! Зеленое - руби!". :D Читал с полгода назад и тоже повеселился... :bravo: :bravo:
Регистрация: 21.03.2012 Сообщений: 10795 Откуда: Донецк Имя: Дмитрий Ефименко
samsobi писал(a):
Почитал и думаю:- и что же то знакомое такое. Зашёл на его страницу - так это ж тот Филимонов, который "Шевелится - стреляй! Зеленое - руби!". :D Читал с полгода назад и тоже повеселился... :bravo: :bravo:
Эт да. Жалко, что он затормозил с этим циклом. У меня такое впечатление, что как только закончилось непосредственно выживание, он растерялся и не знает что писать дальше. :D
Регистрация: 14.03.2012 Сообщений: 251 Откуда: з Донбасу я Имя: Виталий
lvbnhbq писал(a):
Эт да. Жалко, что он затормозил с этим циклом. У меня такое впечатление, что как только закончилось непосредственно выживание, он растерялся и не знает что писать дальше. :D
Дык он в экспедицию укатил, а перед этим сгорели компы у него. Проды есть, грит, но токи на бумажках. К концу июля возвернуться обещал с продами. :) Ждёмс.... :)
Регистрация: 21.03.2012 Сообщений: 10795 Откуда: Донецк Имя: Дмитрий Ефименко
samsobi писал(a):
Дык он в экспедицию укатил, а перед этим сгорели компы у него. Проды есть, грит, но токи на бумажках. К концу июля возвернуться обещал с продами. :) Ждёмс.... :)
Вона как! :???: Не повезло мужику! Ну, значит будем ждать. А то, я уже отчаиваться начал.
Как стать знаменитым и читаемым? Написать хорошую книгу. А лучше не одну. Например, выдать сразу серию. Редакторы крупных издательств, нанимают специальных людей которые постоянно следят за литературными ресурсами, а многие из них прямо или косвенно уже относятся к издательствам. Например, есть литературный сайт у Лениздата - это его форум. Есть В Вихре Времен, основатель которого Алексей Махров просто работает в Яузе, и так далее. Кроме того, они все почитывают мошковский Самиздат и за топовых авторов идет настоящий бой. Если Вы напишете интересную книгу, она сразу будет замечена читателями и редакторами. А там и до издания недалеко.
Теперь от общих рассуждений перейдем непосредственно к текстам.
Для начала у вас должна быть история или как говорят профессионалы сюжет. Кто-то пошел куда-то, сделал там чего-то и что из этого вышло.
По данным различных источников сюжетов от четырех до тридцати шести и все они естественно опробованы. Но всегда есть есть надежда, что именно ваш вариант будет самым лучшим и оригинальным. Конечно, так называемая "серьезная литература" иногда оперирует чем-то аморфным и сюжета не имеющим... Только там герой может двадцать страниц размышлять тварь он дрожащая или талон на водку имеет. Но я пишу приключенческую фантастику, и весь этот бардак мне лично не интересен, и мы не будем об этом. Итак, самый простой случай.
Например.
Жила девочка с мамой. И послала мама девочку к бабушке. Пришла девочка, а там волк. Ну и съел он обоих. Потом ворвались какие-то залетные, и покрошили волка.
Это собственно вся история.
В ней есть все что нужно. Тема, идея, конфликт и финал.
Когда у Вас появится история, запишите ее в виде т.н. "синопсиса" Это когда в 1000 - 2000 знаков рассказывается краткое содержание книги. Потом можно приступать к т.н. "таймлайну". В таймлайне, все тоже самое что и в синопсисе, но подробно. Словно раскадровка к фильму. Это- основание будущей книги. Не размахивайтесь на объем книги. должно быть от 10 до 12 тыс знаков с пробелами. Писать нужно четким, понятным языком избегая сложных оборотов, затянутостей и излишних самокопаний. Если бы мы хотели прочитать про поиски и метания героя, то открыли бы Байрона или Достоевского. После классиков в этом месте все перекопано на километр в глубину и не стоит лезть туда с нашим пластмассовым совочком.
Далее - Жанр и связанное с ним понятие антураж.
Кто-то из читателей любит фэнтези, кто-то боевики. Но к истории это не имеет ровным счетом никакого отношения. Это все- фон, на котором она разворачивается.
Итак, вариант - сказка.
Мама, посылает девочку в лес к бабушке. Та естественно тащит продукты которых в лесу не найти. Молоко, яйца...
И тут на дороге девочке встречается волк. Естественно говорящий. Сказка же! Обманным путем волк узнает месторасположение старой ведьмы и уносится скачками организовывать там засаду на девочку и заодно разговеться бабушкой.
Тут включается другой механизм называющийся сопереживание. Девочка, тупая словно валенок не понимает, что волк своими расспросами выясняет дислокацию бабушки. Читатель переживает, заодно чувствуя себя умнее автора.
Ну чтобы добиться хэппи энда, включаем "Dux et mahine" и в последний момент в расположение врываются бравые охотники спасающие и бабушку и внучку. Чтобы усилить сказочность истории, можно сказать, что волк их съел, а охотники распороли волку брюхо и достали оттуда обоих живых и невредимых.
Теперь фэнтези.
Тут все уже чуть посерьезнее. Мама должна быть ну к примеру деревенской колдуньей. Потомственной такой колдуньей. Мама мамы, то есть бабушка нашей героини тоже не просто старушка на пенсии а заготавливает в лесу травы для успешной практики. И лес естественно не простой а "Запретный" То есть всякого разного и ужасного там выше крыши.
И вот начинающая ведьма идет в лес с очередной порцией провизии для бабули, ведущей опасные эксперименты в глубине леса. По дороге ей встречается волк. И тут для читателя мы поясним, что это не просто волк, а жертва безумных генетических экспериментов бабули. Сбежавший из страшной избушки и многие годы скитавшийся по чужим краям, волк пришел, чтобы перед смертью поквитаться со всей семейкой.
А сама девочка наоборот - белая и пушистая и ни сном ни духом об ужасных событиях происходящих в глубоком подземелье под бабушкиной избушкой. Девочка любит яркие краски и вообще подумывает об организации школы травниц.
И вот наивная чистая натура девочки пересекается с изломанным жизнью волком... И потом в ста тридцати томах, можно будет описывать как Красная шапочка, вместе с Волком и Лесорубом, зачищают подземелье, постепенно приближаясь к страшному чудовищу в которое превратилась бабка.
Или к примеру боевик...
Командир по кличке Батя посылает молодого, но перспективного бойца по кличке "Краповый" на встречу с местным агентом "Дед" работающим лесником в крупном массиве в зоне подконтрольной боевикам. Спрятав подальше краповый берет, молодой воин пробирается по "зеленке" в поисках информатора пока не пересекается с полевым командиром по кличке "Волк" изображающего из себя местного жителя в поисках работы.
Ну а потом... "Краповый возвращается", "Месть Крапового" и прочая макулатурка. Это я к тому, что не нужно затягивать серии. Ограничьтесь двумя - тремя томами. В девяноста процентах, многотомные серии, начавшись вполне пристойно, заканчиваются отвратительно.
Антураж это то, что оживляет текст в рамках заданных жанром, и иногда придает тексту дополнительное измерение. Мелкие детали быта, верований и словечки, описание природы и одежды. Все то, что заставит ваш мир играть красками. Если это наш мир, то очень неплохо было бы побывать в той местности, где проходят основные события, или как минимум ознакомится с ними по путеводителям. Если же это мир другой, то такой путеводитель вам придется сделать самому. Нарисовать карту, расположить на ней горы и города. Чем подробнее будет проработан ваш мир, тем легче ему будет проявиться в тексте.
Как мы видим, при всех вариациях, канва осталась неизменной, что выявляет истинную цену хорошей истории. История есть стержень, на который вы можете намотать любой необходимый вам антураж. И ценность любой книги на мой взгляд определяется прежде всего тем насколько интересна рассказанная в ней история.
Жанры могут быть чистыми, а могут быть и смешанными. Тут все ограничивается вашей фантазией и смелостью. Не редкость фэнтезийный боевик или сказочный детектив. Решать вам. Но в рамках антуража и жанра должна присутствовать -
Логика
Теперь, когда мы определились с жанром, самое время вернуться к самой истории. Зададим себе, пару простых вопросов. А почему волк не схарчил бабулю ранее и не устроил себе десерт из внучки прямо на тропинке?
Вариант "не знал" самый простой, и мы его рассматривать не будем. Потому как скучно это. Скучно и примитивно. Сгодиться лишь для детской сказки. Дети ведь не знают, что волк чует человеческое жилье за сотню километров.
Самый внятный вариант - бабушка была тоже не промах и к ней так просто не войдешь. Нужно знать заветное слово или если хотите пароль. Иначе - банка с ядовитыми змеями на голову или минная закладка в укромном месте.
Волк выведывает обманным путем у Внучки пароль, и теперь что? Почему он не съел Внучку тут же на месте? Возможно потому, что хотел, чтобы старая карга лично увидела как волк будет обедать внучкой. Логика поступков сильно зависит от жанра и управляется ею. Например в средневековом обществе, ведомый на казнь не будет кричать о либеральных ценностях просто за неимением оных. Но опять-таки. Если он тупой попаданец из стран Великой Демократии, то запросто.
Как мы видим везде присутствует простая бытовая логика. К слову сказать, в описываемых мирах может действовать совсем другая логика, но тогда нужно это обязательно пояснить.
Все эти увязки повышают внятность, и правдивость сюжета, а заодно обогащают его яркими деталями.
Теперь нужно обнаружить у себя и включить блок под названием "фантазия". Именно он отвечает за хитросплетения и переплетения сюжета. Без него, к сожалению никак.
Сами герои - Мама. Представьте себе, что это за человек. Как ходит, как говорит... Совершенно необязательно упомянуть все это в тексте, но если перед глазами у вас будет яркий образ то и перед глазами читателя он скорее всего тоже появится.
Дочка. Вот представим себе, что она большой любитель холодного оружия. И зовут ее не иначе как "Синяя заточка", из-за цвета изоленты которой обмотана рукоять. Или просто любит хорошие красивые вещи. Например, свою красную шапочку.
Сей прием назовем условно "Персонификация" то есть придание персонажам легко запоминаемых черт которые позволят идентифицировать персонаж среди других героев.
Теперь переплетение судеб главных героев. Встречались ли они ранее? Если да, то с каким результатом? Какие вынесли воспоминания?
Сам текст, так или иначе, дробится на куски под названием
Эпизоды
Эпизод в самом простом значении - объединенный общим местом действия, определенным куском времени, логически связанный фрагмент текста. Самый простой аналог - из нашей сказки. Эпизод первый - мама дает инструкции дочке, определяет список снаряжения и зачитывает криминальную сводку по лесу. Эпизод второй - проход по тропе. Конец данного эпизода - встреча волка после чего начинается новый эпизод. Переходы между эпизодами - это стыки между рельсами. Они могут быть явно ощущаемыми и тогда это может придать определенный ритм всему повествованию, а могут очень плавно перетекать друг в друга. Это в зависимости от целей и поставленных задач. Тем же задачам служит разбиение текста на главки, главы, части и тома.
В средние века практиковалось краткое изложение главы перед началом. Что то вроде, "Глава, в которой рассказывается о дороге в лесу и о том как плохо быть бестолковым".
Тут мы вплотную подходим к следующему пункту под названием -
Мораль
Мораль это то, что вы хотите сказать своим текстом. Кстати это может быть нечто совсем отличное от морали в прямом смысле слова и пропагандировать какие угодно идеи. Своя мораль может быть даже у отдельного эпизода. А может и не быть. Но в целом текст просто обязан донести до читателя хоть какую-нибудь мысль. Иначе непонятно зачем все эти мучения.
Далее, эпизод просто обязан хоть как-то работать на общую идею книги. На ту самую мысль, которая в тексте главная.
Например, наш сюжет. Сначала эпизод, рисующий саму Красную шапочку и пасторальный быт маленькой семьи. И какая она милая и вообще не от мира сего. Это для того, чтобы напряжение всего текста плавно нарастало и для того чтобы вызвать негативное отношение к разрушителю всей этой красоты.
Сцена же встречи нашей героини с волком вообще подготавливает читателя к тому кровавому беспределу, что начнет твориться в жилище старой дауншифтерши.
И все эпизоды, подглавы и главы должны объединяться в один текст стилем изложения.
Финал.
Финал рассказа, это его апофеоз. Вершина, на которую взбирается рассказчик и его читатели/слушатели. Финал может быть закрытым (больше сказать нечего) открытым оставляющим развязку на самого читателя, дробным, когда последовательно закрываются все сюжетные линии и многослойным, когда каждый этап финала дополнительно раскрывает суть того что произошло. Первый хорошо проиллюстрирован в традиционных русских сказках, второй хорошо описан в рассказе Джека Лондона "Тропой ложных солнц", а пример третьего - "Властелин колец" Толкиена. Четвертый тип взял на вооружение О Генри.
Кроме того, финал это обязательно торжество главенствующей в книге морали и подтверждение той мысли, что пытался донести автор на протяжении всего текста.
И вообще.
Обязательно выкладывайте текст на форумы. Многие именитые авторы пренебрегают этим способом обратной связи с читателем, но это я считаю в корне неверным. В конце концов, вы пишете именно ради того, чтобы кто-то это прочитал. И именно читатель определяет меру успешности вашего творения. Если история не вызвала интереса, то значит что-то тут не то. Или вы плохой писатель, или история так себе. Форумы еще прекрасный способ оценить интерес читателя к данной теме и отловить разного рода ошибки.
Пишите. Пишите много. Выкладывайте в Самиздат, читайте комментарии, вычленяйте конструктивную критику, и дорабатывайте произведение. Заканчивайте книги. Начали - закончите. А то полно когда-то многообещающих авторов у которых пять начатых книг и ни одного произведения дописанного до конца. Писательство - нелегкий труд. Даже если сейчас вам все дается легко, потом может осточертеть. Но если вы решили стать писателем, то тут уж не до настроений. Хочешь - не хочешь - к станку, и работать.
Написать одну книгу или одну серию может почти любой. У каждого человека есть интересная история. Но профессионал начинается с второй серии, а иногда с третьей. Именно тогда становится понятно, сможет человек продуцировать истории и укладывать буковки на бумагу ежедневно. Пока автор не перейдет в категорию "пишу о чем хочу, когда хочу и сколько хочу" ему придется побывать в шкуре начинающего автора, затем, автора из "крепкой середины" и автора "на конвейере". Писательский труд, становится доходным, лишь начиная с третьей стадии. А до этого, одна сплошная головная боль.
Еще один важный момент. Можете не писать - не пишите. Заниматься писательством исключительно ради денег не получится. Даже если у Вас есть литературный дар. В отсутствии морально-психологических бонусов, усталость от труда вас попросту сожрет. И если работать в конторе, давать стране угля и сажать взяточников, можно довольно долгое время в любом состоянии, то писать не получится. То есть, конечно, получится но хорошо - никогда.
Еще необходимо иметь так называемый литературный багаж. Имена Достоевского, Некрасова, Пушкина, Фейхтвангера, Бальзака, и многих других должны быть знакомы и близки, как старые друзья. Еще в этот список нужно добавить классиков того жанра где вы собираетесь работать, чтобы как минимум не изобретать велосипед, а как максимум, знать истоки жанра и пути развития. Та же альтернативная фантастика начиналась с работ Платона, а конкретно с "Диалогов" а авантюрно - фантастические романы начинались задолго до Артура Конан Дойля.
Нужно так же знать историю, и хотя бы вчерне основные вехи базовых наук. Биологии, медицины, инженерного дела, математики, астрономии и др. Без этого в фантастике не выжить, или Вы станете легкой мишенью злых критиков. Не должно быть таких примитивных ляпов, как например у Глуховского и Тармашева, когда в течении 10 лет после атомной катастрофы появляются какие-то дикие мутанты. Не знаете сами - копайтесь в сети или терзайте специалистов.
И последнее. Все что я тут написал, это не скрижали, а ориентиры. В процессе работы у вас могут появиться собственные правила, а также свой взгляд на писательский труд. В конце концов все мы разные люди, с разным багажом и в различных жизненных обстоятельствах.
По данным различных источников сюжетов от четырех до тридцати шести и все они естественно опробованы.
Удачи!
Вобще-то тридцать шесть (36) - это число ДРАМАТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ или конфликтов,а не сюжетов. В ХХ веке в СССР умудрились создать 37-ю драматическую ситуацию -"кофликт лучшего с хорошим". А сюжетов написаных с комбинированием этих драматических ситуаций может быть сколько угодно. Другое дело что количество КОММЕРЧЕСКИХ сюжетов ограничено (см. голливуд)
Не знаю, писал ли кто уже... С точки зрения потребителя выскажу свое мнение -
Уважаемые авторы, как опытные, так и не очень. Часто режет глаз гигантское количество ошибок. Наиболее распространенные - написание глаголов, оканчивающихся на "-тся"-"-ться". Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? На небе начали (что делать?) появляться первые звёзды. Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? На небе скоро (что сделают?) появятся первые звёзды.
пожалуйста, перед началом приступа графомании повторите правила русского языка. Среди множества фанфиков, с которыми я успел ознакомиться, есть как откровенно слабые опусы, есть и качественные произведения, которые хочется поставить на полку в "бумажном" виде. Это и понятно, каждый автор владеет словом на разном уровне. Но, если уж вы претендуете на роль писателя, будьте добры писать хотя бы без орфографических и пунктуационных ошибок.
Регистрация: 09.04.2012 Сообщений: 19944 Откуда: Росиия Москва Имя: Дмитрий Старицкий
Egor писал(a):
Не знаю, писал ли кто уже... С точки зрения потребителя выскажу свое мнение -
Уважаемые авторы, как опытные, так и не очень. Часто режет глаз гигантское количество ошибок. Наиболее распространенные - написание глаголов, оканчивающихся на "-тся"-"-ться". Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? На небе начали (что делать?) появляться первые звёзды. Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы что делает? что сделает? На небе скоро (что сделают?) появятся первые звёзды.
пожалуйста, перед началом приступа графомании повторите правила русского языка. Среди множества фанфиков, с которыми я успел ознакомиться, есть как откровенно слабые опусы, есть и качественные произведения, которые хочется поставить на полку в "бумажном" виде. Это и понятно, каждый автор владеет словом на разном уровне. Но, если уж вы претендуете на роль писателя, будьте добры писать хотя бы без орфографических и пунктуационных ошибок.
Спасибо.
:boyan:
Ой, да знал бы правила русского языка... я работал бы корректором! О так... :clizm:
для справки.
А.П. Чехов в гимназии по русскому языку имел двойку.
Фадеев вообще писал без точков и запятых, однако классик!
продолжить? \m/
Вопрос на засыпку: сколько училок русского языка стал хотя бы известными писателями? :clizm:
Регистрация: 04.08.2015 Сообщений: 52 Откуда: Новосибирск, где то в лесах Имя: Сергей Паутов
Egor писал(a):
Не знаю, писал ли кто уже...
Но, если уж вы претендуете на роль писателя, будьте добры писать хотя бы без орфографических и пунктуационных ошибок.
Спасибо.
Задача писателя- ясно и четко донести до читателя основную мысль произведения, через которую,- часть своего жизненного опыта, свое мировоззрение...
Задача корректора- править текст. Не видел ни одного корректора который стал бы писателем.
Вы пишете, как человек, не видящий за буквами текста... Не обижайтесь, мне это знакомо,- у меня жена заведующая отделом в библиотеке... Даю ей интересную книгу... Читает... Спрашиваю, "ну как, понравилось"?- Отвечает: "автор нифига не грамотный, в тексте столько то грамматических, столько то орфографических ошибок, я на полях там все подробно отметила"... Я спрашиваю "А сюжет?" - "Какой сюжет"?!!! :crazy:
Регистрация: 29.05.2014 Сообщений: 10061 Откуда: Оттуда Имя: Александр Долинин
Я не корректор, не работник библиотеки и не учитель русского языка. Но обилие грамматических ошибок в тексте порой заставляет "отложить книгу в сторону". Слишком "режет глаз". Порой даже после нескольких попыток это "кое-что" остается не прочитанным до конца.
Регистрация: 04.08.2015 Сообщений: 52 Откуда: Новосибирск, где то в лесах Имя: Сергей Паутов
Dragony66 писал(a):
Я не корректор, не работник библиотеки и не учитель русского языка. Но обилие грамматических ошибок в тексте порой заставляет "отложить книгу в сторону". Слишком "режет глаз". Порой даже после нескольких попыток это "кое-что" остается не прочитанным до конца.
Вы говорите про плохую работу корректоров! Сэкономил автор (или издательство?) на корректоре= тест не вычитан= не возможно воспринимать мысль!
Регистрация: 29.05.2014 Сообщений: 10061 Откуда: Оттуда Имя: Александр Долинин
А зачем "указывать"? Он человек грамотный, сам все увидит, может и решит помочь какому-нибудь автору... :D
У меня в прошлом был момент: после выхода одной из статей мне на электронную почту пришло письмо от "возмущенного читателя" с "криком души" на тему: "Так писать нельзя!" Я ему ответил, что текст в редакции вычитывали минимум 3 человека, если пропустили - значит, можно. Потом оказалось, что он отправил копию моего ответа редактору, тот переправил письмо корректору. После ответа корректора "критик" все-таки согласился, что "так писать можно". :D (Нужно заметить, что через несколько месяцев я увидел в том же журнале статью, написанную "критиком". Читал я ее _ну очень долго_, потому что засыпал после прочтения пары абзацев... :D )
Тогда понятно! Но- вот ведь- есть чем товарищу Egor заняться! Укажите ему текст= он его вычитает! Сюжет ведь ему все равно не интересен... :D
Кто вам сказал, что мне сюжет не интересен? Dragony66 правильно сказал, что обилие ошибок режет глаз, и, зачастую, заставляет отложить книгу, особенно если сюжет, мягко говоря, слабоват.
Вычитать текст я, может быть, и смогу. Другой вопрос, что я не корректор по профессии, и книги люблю читать , а не вычитывать. Соответственно, получать некоторое удовольствие.
А ваша фраза типа задача автора донести свою мысль, мировоззрение и тд несколько напоминает "чукча не читатель".
Да, главная задача писателя высказать свою мысль. Но ценность мысли сильно уменьшается, если она высказана (или написана) безграмотно, хотя бы потому, что глаз цепляется за ошибки вместо того, чтобы сосредоточиться на сюжете. Когда это единичный случай - да и пес с ним, но когда этих ошибок десяток на странице... Плюс из-за ошибок может быть искажен смысл. Например, очень распространенная ошибка у некоторых авторов. фраза "мы поедим в Порто-Франко с утра" предполагает, что герои собрались утолить голод в ПФ. Но, судя по тому, что написано в соседних предложениях, герои собираются ехать в этот благословенный город, и фраза должна звучать как "мы поедем в Порто-Франко ...". В итоге вместо наслаждения чтением разгадываешь ребусы.
Регистрация: 01.07.2012 Сообщений: 1466 Откуда: Рязань, Россия Имя: Олег Анисимов
Egor писал(a):
глаз цепляется за ошибки вместо того, чтобы сосредоточиться на сюжете. Когда это единичный случай - да и пес с ним, но когда этих ошибок десяток на странице...
дайте угадаю. Читаете вы мало и медленно, предпочитаете читать с бумаги. Отсюда все проблемы. :P
Кто вам сказал, что мне сюжет не интересен? Dragony66 правильно сказал, что обилие ошибок режет глаз, и, зачастую, заставляет отложить книгу, особенно если сюжет, мягко говоря, слабоват.
Вычитать текст я, может быть, и смогу. Другой вопрос, что я не корректор по профессии, и книги люблю читать , а не вычитывать. Соответственно, получать некоторое удовольствие.
А ваша фраза типа задача автора донести свою мысль, мировоззрение и тд несколько напоминает "чукча не читатель".
Да, главная задача писателя высказать свою мысль. Но ценность мысли сильно уменьшается, если она высказана (или написана) безграмотно, хотя бы потому, что глаз цепляется за ошибки вместо того, чтобы сосредоточиться на сюжете.
Когда это единичный случай - да и пес с ним, но когда этих ошибок десяток на странице...
Плюс из-за ошибок может быть искажен смысл. Например, очень распространенная ошибка у некоторых авторов. фраза "мы поедим в Порто-Франко с утра" предполагает, что герои собрались утолить голод в ПФ. Но, судя по тому, что написано в соседних предложениях, герои собираются ехать в этот благословенный город, и фраза должна звучать как "мы поедем в Порто-Франко ...". В итоге вместо наслаждения чтением разгадываешь ребусы.
Когда десяток ошибок на страницу - это мелочь, не достойная внимания. А вот когда в каждом слове ошибки - это да... :facepalm:
Регистрация: 29.05.2014 Сообщений: 10061 Откуда: Оттуда Имя: Александр Долинин
У каждого читателя свои критерии" читабельности". :read: Одному одна ошибка на страницу(экран) глаза режет. Другому и десять ошибок на строчку - нормально.
Регистрация: 09.06.2012 Сообщений: 219 Откуда: Баку
Ни один безрукий не стремится стать штукатуром. Половина троечников - (это ещё мягко сказано) - не знающих родного языка, лезет в писатели. Ладно бы на Самиздате, каждый отрывается как может, кто водкой, кто девками, кто бумагомарательством - но ведь ИДЕЯ у них в голове: напишу нетленку, а редактор с корректором всё поправят. Главное - я сюжет создал!
Самый лучший рассказчик, которого я в И-нете читал, "Кадет Биглер", не допустил ни одной ошибки в правилах русского языка ни в одном из своих текстов. У Круза, кстати, кроме естественных при наборе текста на клавиатуре опечаток, ошибок в русском языке его текстов практически нет.
Регистрация: 09.04.2012 Сообщений: 19944 Откуда: Росиия Москва Имя: Дмитрий Старицкий
Dragony66 писал(a):
Я не корректор, не работник библиотеки и не учитель русского языка. Но обилие грамматических ошибок в тексте порой заставляет "отложить книгу в сторону". Слишком "режет глаз". Порой даже после нескольких попыток это "кое-что" остается не прочитанным до конца.
не читайте черновики в интернете. покупайте бумагу от хороших издательств.