Рецензии: Кирилл Савельев

  Всего сообщений: 3
Для печати
Автор Сообщение
Ray
 Написано: 22.03.2012, 08:51

Site Admin


Регистрация: 12.01.2012
Сообщений: 17208
Откуда: Ярославль
Имя: Андрей


НА БЕРЕГУ ЭТОЙ ТИХОЙ РЕКИ

(о дилогии Андрея Круза «У Великой реки»)

В те далекие времена, когда фантастической литературы было мало, а западной фантастики почти совсем не было, мы зачитывались романом Фрэнсиса Карсака «Робинзоны космоса» и придумывали разные варианты дальнейшего развития событий. Теперь сюжет выглядит элементарно: после соприкосновения двух вселенных (континуумов, галактик и т. д.) небольшие кусочки нашего мира попадают в другой мир со сходными характеристиками, то есть пригодный для жизни, но с чуждой живностью и разумными аборигенами. К сожалению, там все закончилось на самом интересном месте, в начале героической эпохи покорения земель и океанов. Несколько позже, когда я переводил «Сильмариллион» еще малоизвестного у нас Дж. Р. Толкиена, на пике популярности были первые политические технотриллеры Тома Клэнси и романы Стивена Хантера с любовным описанием всевозможных общевойсковых и специальных стрелковых вооружений. Тогда у меня впервые мелькнула мысль о гномах, толкующих про артиллерийские батареи и налаживающих производство бронебойных патронов, но покушаться на святое рука не поднималась… а потом уже было слишком поздно. И наконец, третий, но не менее существенный факт: примерно в то время я работал в бассейне реки Великой, где вполне успешно охотился — правда, не на нечисть, а на крупную рогатую дичь — а также понемногу рыбачил и катался на всяких самодвижущихся конструкциях. Для скептиков могу пояснить, что сия река находится не в мире автора, и даже не в Псковской области, а на Корякском нагорье и впадает в Анадырский залив.

Это невольное отступление должно показать, что я принадлежу к той части читательской аудитории, на которую авторская идея о скрещивании миров и путешествии по землям великой реки, изобилующим магией и разными стреляющими железками, действует безотказно, а если исполнение к тому же выше всяких похвал… сами понимаете. Но любое суждение должно быть обоснованным, так что приступим к сути дела.

Во-первых, это ощущение комфорта. Главный герой, лицензированный охотник за нечистью — абсолютно самодостаточный человек с немалым жизненным опытом, в шкуре которого читатель чувствует себя надежно и уверенно. Он сразу получает лучшего проводника, какого только можно представить, поэтому не нужно вживаться в повествование: как будто возвращаешься в хорошо знакомое место, о котором забыл по какой-то нелепой случайности. Приятно не войти в мир с черного хода, оказавшись неведомо где и незнамо как, а въехать с добычей на собственном транспортном средстве, в предвкушении заслуженной награды.

Во-вторых, основательная проработка сюжета. Перед нами предстает абсолютно правдоподобный мир, где все так или иначе обосновано и одно сцеплено с другим, как хорошо подогнанные и смазанные детали сложного механизма. Например, не возникает вопрос, почему в «технократических» княжествах, где большинство населения составляют потомки выходцев со старой Земли, не возникло централизованного религиозного культа. Какой бы веры ни придерживался каждый из них в отдельности, общее положение дел, по справедливому замечанию автора, «не располагает к монотеизму», что подтверждается наглядными примерами. Это так же ясно, как и то, что на упыря бесполезно идти с осиновым колом, а пуля с фосфорной начинкой — лишь мелкая неприятность для вампира. У настоящего специалиста для каждой ситуации найдется свой подход, и он должен быть экипирован на все случаи жизни. Кстати говоря, той жизни, которая очень похожа на настоящую и совсем не напоминает то полуобморочное существование, которое ведут современные обитатели городских джунглей, перенося его на страницы своих выморочных произведений. Для них столкновение с природой за пределами загородного пикника равнозначно попаданию на другую планету, но у автора, судя по всему, имеется богатый опыт по этой части.

Столь же основателен и подход к мироустройству. Следуя за главным героем (а потом и за целым отрядом) в его перемещениях, ни на секунду не теряешь из виду окружающее, и постепенно вырисовывается четкая карта — сначала города Велереченска и окрестностей, потом сопредельных земель, и наконец, лоскутного полотна царств, княжеств, баронств и ничейных территорий по берегам Великой. Сначала возникает сожаление из-за отсутствия графической карты, но потом понимаешь, что она не нужна — так прилежно и вместе с тем ненавязчиво раскрывается картина мира и его история в размышлениях Александра Волкова и его разговорах с другими героями. Важную роль в этом играют и комментарии автора: настоящий справочник по устройству техники, вооружений, военных подразделений, местным обычаям и магическим существам, который интересно изучать сам по себе, особенно для тех, кто может по достоинству оценить подробные тактико-технические характеристики.

Действие остается захватывающим от начала до конца, но рассказывать о нем даже в общих чертах — значит испортить удовольствие от чтения. Главные герои заслуживают отдельного упоминания, поэтому зарезервируем для них несколько слов в самом конце и поговорим о чем-нибудь вроде кросс-культурной адаптации или хронокластической психодинамики (® запатентовано в порядке бреда) — одним словом, о взаимном влиянии культур пришельцев и аборигенов, среди которых есть не только люди, но также гномы, эльфы, орки и множество других племен, в разной степени волшебных или просто экзотических. В этом смысле особый интерес представляет беседа главного героя с правителем гномов после хорошей бани. Многомудрый Дарри говорит Александру, что появление пришельцев не просто нарушило естественное равновесие между обитателями его мира, но и уничтожило концепцию безопасного убежища, одновременно игравшую важную роль в их жизни и сдерживавшую их развитие. Если раньше каждая раса имела практически неприступную цитадель в среде своего обитания, и дело ограничивалось внутренними междоусобицами, пограничными конфликтами, или, на худой конец, поголовным истреблением какого-нибудь особенно неудачливого племени, то теперь полностью безопасных мест попросту не осталось. Горные пещеры уязвимы для взрывчатки и газовых атак, эльфийские леса бессильны против артобстрелов и воздушных налетов, а самого мощного чародея может снять снайпер, остающийся вне зоны досягаемости его заклинаний. В результате напряженность постепенно нарастает, и аборигены «нервничают и могут всяких дел натворить». Главный герой сам становится невольным участником бурных событий в городке Пограничный, куда он прибывает в поисках могущественного колдуна Пантелея, которого считает одним из главных смутьянов, стоящих за беспорядками.

В истории человечества нет примеров такого воздействия технологически более развитой цивилизации на менее развитую, при котором не происходило бы ускоренного разрушения структур последней. Но здесь следует иметь в виду, что пришельцы сами оказались в затруднительном положении, не оставлявшем большой свободы выбора. В отличие, скажем, от испанских конкистадоров, они навсегда расстались со своей родиной и к тому же попали в край возрожденных легенд, где погибель могла настигнуть их новыми, ранее невиданными и немыслимыми способами. Пришлось пустить в ход все свои неисчерпаемые способности к адаптации, чтобы получить надежную прописку на новом месте, и можно лишь гадать, какими были те героические времена. В итоге счастливые аборигены получили броневики и винтовки вместо рыцарской конницы с копьями и лебедки с огнеметами вместо разрывания дикими быками и сожжения на костре, сохранив средневековое мышление и соответствующий образ жизни. Но главные секреты новые соседи оставили при себе: взрывчатку, бездымный порох, тяжелые вооружения и многое другое. При этом культура пришельцев тоже претерпела значительные изменения. Дворянство, как наследственное так и временное, появилось как реакция на аристократические замашки местных феодалов, а система чиновничьих классов, военного ведомства и структур безопасности, вполне сходная с устройством Российской империи во второй половине XIX века, оказалась наиболее жизнеспособной как для борьбы с внешними угрозами, так и для поддержания внутреннего порядка. А при ближайшем рассмотрении — и гораздо более привлекательной, чем то, что видит из окна среднестатистический обитатель блочной многоэтажки нашей страны чудес. Разумеется, тягу к злодеяниям невозможно вытравить из рода человеческого никакими мыслимыми способами, но в таких условиях она становится… какой-то более романтичной, что ли. Можно даже предположить, что в отсутствие страха Божьего наличие реальной нечисти и всевозможных сверхъестественных существ становится важным фактором повышения общественной морали. Человек проявляет свои наилучшие качества перед лицом почти неизбежной гибели, и здесь ему предоставлены богатые возможности для самосовершенствования.

В общем, симбиоз «новых княжеств» со старыми феодальными владениями людей, королевствами гномов, землями орков и эльфов (нелюбовь отчественных авторов к бессмертным остроухим бестиям заслуживает отдельного литературного исследования) являет собой замечательную картину динамичного нового мира, бурлящего, как плавильный котел. Если за пределами приречных областей жизнь течет своим чередом, то здесь темп постепенно нарастает и кажется, что вот-вот произойдет что-нибудь еще более чудесное, или наоборот, ужасное и судьбоносное. И охотник на нечисть Алесандр Волков, движимый вполне прагматичными и авантюрными побуждениями, в свою очередь, становится движущей силой непредсказуемых событий. Его окружают необыкновенно живые и колоритные персонажи, которые и за словом в карман не лезут, и в драке никому спуску не дадут. Бойкая колдунья Маша, очаровательная воительница-тифлинг Лари (нисколько не похожая на безликих персонажей одноименной расы из Forgotten Realms) и основательнейшие гномы Рарри и Балин — пожалуй, самая славная команда, появившаяся в этом жанре за последние годы. С ними действительно жаль расставаться, и хотя по композиции дилогия выглядит логически завершенной, все же хочется, чтобы автор еще когда-нибудь заглянул в Великоречье. Впрочем, будет вполне достаточно, если это сделают верные поклонники его творчества, а он сам укажет какую-нибудь новую даль за порогом нашего места и времени.

К. Савельев.

Оригинал
В начало страницы
Ray
 Написано: 22.03.2012, 09:07  

Site Admin


Регистрация: 12.01.2012
Сообщений: 17208
Откуда: Ярославль
Имя: Андрей


ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР

(о трилогии Андрея и Марии Круз «Земля лишних»)

При знакомстве с романами Андрея Круза возникает сладостное ощущение «ложной памяти», которое, я уверен, каждый серьезно настроенный читатель испытывал еще в детстве, когда придумывал, какие бы еще ценные трофеи мог спасти с разбитого парусника Робинзон Крузо, и какие технические новинки из нашего времени могли бы пригодиться команде доблестного Сайруса Смита на Таинственном острове. Но с течением времени открывались иные врата в неведомое, а прежние закрывались, оставляя лишь верницы воспоминаний. Надеюсь, в будущем найдется исследователь, способный провести стратиграфический анализ человеческих надежд и ожиданий, воплощенных в литературных произведениях «второго шанса» — то есть в книгах, посвященных усилиям обрести новый мир, будь то необитаемый остров или целая планета, отделенная от нас лишь незримой гранью восприятия. По сути дела, и этого мира вполне достаточно даже при том, что большинству не удается повидать и малую его часть, не говоря уже о хитросплетениях истории и культуры… но это уже совсем другое дело Здесь же речь идет о возможности получить новую жизнь и достойно прожить ее.

Свободный человек не вписывается ни в одну систему, кроме своей собственной, независимо от того, живет ли он на свалке или в хрустальном дворце — но секрет в том, что действительно свободный человек не будет жить где угодно, а найдет то место, где ему будет хорошо. Именно об этом, в первом приближении, говорит автор через своего героя. Андрей Ярцев, как и многие его современники, прошел извилистый путь, логическим завершением которого на этой земле является точка невозврата. Эта точка превращается в сингулярность, позволяющая ему в целости и сохранности проскочить за горизонт земных событий (по крайней мере, так ему кажется на первых порах). Он попадает в свой Элизиум, где не играют на арфах и не поют гимны, зато высоко ценят армейскую выучку, снайперские навыки, деловые качества и просто нормальные мужские достоинства. В мир поселенцев и первопроходцев, отягченный всеми земными грехами, но еще не вполне подверженный гнету ничтожеств во власти. На самом деле, это тщательно выстроенная технократическая конструкция, которая постепенно начинает давать сбои из-за невозможности тотального контроля. Границы причудливо смазаны и сближены, но в целом сохраняются очертания старого мира, воссозданного по воле творцов, преследующих вполне обыденные цели.

Здесь нужно сделать отступление и сказать, что автор сохраняет верность обстоятельной манере повествования (памятной по дилогии «У Великой реки», горячо рекомендуемой читателям) и создает психологически комфортную обстановку, позволяющую отождествиться с главным героем или хотя бы вольготно чувствовать себя в его присутствии. Я намеренно не упоминаю о превосходных и подробных описаниях оружия, снаряжения, транспортных средств и тактико-технических характеристик — это авторский конек, и любые эпитеты здесь будут излишними. Еще один бонус: одежда, еда, выпивка и украшения — как говорится, мотайте на ус, и некоторая снисходительность вполне понятна. Любые уроки хорошего вкуса, особенно ненавязчивые, можно только приветствовать.

Было бы бессмысленно прослеживать ход событий этой монументальной эпопеи, хотя некоторые комментаторы предпочитают именно такой путь. Тем не менее, можно остановиться на некоторых эпизодах и соображениях, играющих ключевую роль или просто западающих в душу. Прежде всего, это готовность Андрея Ярцева круто изменить свою жизнь и начать все сначала, которая, однако, сочетается со здравомыслием человека, немало повидавшего на своем веку и привыкшего полагаться только на себя, в крайнем случае, на проверенных соратников. В этом сочетании безудержной романтики и прагматизма есть нечто особенно привлекательное, взывающее к естественной потребности идти своим путем, невзирая на обстоятельства. Об этом неплохо бы задуматься строителям отечественной национальной идеи, которые уже лет двадцать ищут ее, но никак не могут найти.

Главный герой не собирается быть ни на чьей стороне, кроме своей, и имеет на это полное право. Но ему так или иначе приходится совершать поступки, которые одних восстанавливают против него, а других привлекают к нему. Пройти по этому лезвию бритвы — вот главная задача, которую ему приходится решать от начала до конца повествования, а увлекательные приключения, поддерживающие постоянное напряжение сюжета, если не считать счастливых передышек, составляют живописный фон. Приключений действительно хватает. Начиная с первых дней пребывания в новом мире, он становится значимой фигурой в большой игре, за которой явственно проступают политические интересы. Все это хорошо знакомо, только на этот раз Ярцев намерен диктовать свои правила. Поэтому после боя с бандитами перед Проходом он не торопится «на родину» вместе с товарищами по оружию, а остается в Аламо на американской территории, где встречает свою будущую подругу, блистательную Марию Пилар Родригез.

Андрей Ярцев столь же основателен и методичен, как и авторские описания людей, вещей и обстоятельств. Про себя он говорит, что профессия снайпера во многом сходна с бухгалтерской работой: точный расчет имеет не менее важное значение, а последствия спешки еще более неотвратимы и фатальны. Он с самого начала аккуратно занимается сбором информации и составляет диспозицию грядущего поля боя. Перед ним вырисовывается картина мира, вроде бы похожего на наш, но с одним разительным отличием. Территории поделены на владения технократического Ордена и национальные протектораты со знакомыми названиями (правда, Россия наконец оказалась разделенной на отстойник для коррумпированных элементов и индустриальную автономию под управлением военных), а люди занимаются привычными делами — грабят, убивают, ведут бизнес и просто живут без оглядки на прошлое — однако сама атмосфера пронизана иным духом, о котором лучше всего говорит сам герой в редкие моменты своих философских размышлений:

«Этот мир был честен в своей основе, честен и в добре, и в зле. Даже та странная и подлая сила, которая старалась управлять созданным ею же миром, не могла выполнить всего задуманного. Люди были лучше и выше этого, выше интриг и подлостей. Люди оставались людьми, причем такими, какими их задумала природа, создавая человечество, а не такими, какими их пыталась сделать искаженная мораль последних веков. И касалось это не только людей в землях, противных этой силе, но и людей, на которых эта подлая сила пыталась опираться».

Такой мир, еще почти не затронутый высшей подлостью паразитического мышления, идеально подходит Ярцеву. Но у него есть еще одно ценное качество: ему, как и персонажу совсем другого романа, «во всем хочется дойти до самой сути». Он не ограничивается ролью хорошо оплачиваемого военного специалиста, владельца оружейных магазинов, и даже любовь прекрасной кубинки не задерживает его на одном месте… впрочем, она бы сама ему этого не позволила. Он последовательно идет к раскрытию движущих механизмов реальности «второго шанса» и в конце концов оказывается на территории Ордена, недалеко от средоточия его власти. Там он находит подтверждение своих догадок и убеждается в том, что мост между мирами действительно не является односторонним, а некоторые хозяева положения пользуются этим обстоятельством с гораздо худшими намерениями, чем предполагалось.

Образно говоря, три части трилогии можно сравнить с мастерски проведенной военной кампанией. Первая часть — это рекогносцировка и разведка боем, выявление каналов связи и пресечение непосредственных угроз. Вторая часть — проникновение и агентурная работа, блестящая операция прикрытия и закрепление на освоенном плацдарме. И наконец, третья часть — решающее столкновение, достижение поставленной цели, организованный отход и переговоры об условиях нового мироустройства. Одно логично вытекает из другого, но, как говорится, дьявол кроется в деталях; именно они придают повествованию колоритность и реалистичность. В этом смысле особенно хороша вторая часть, которая, начиная с захвата судна со «стингерами», вообще читается на одном дыхании, а также батальные сцены третьей части. Во время рейда на Дикие острова, напоминающего фантасмагорический сплав «Прямой и явной угрозы» Тома Клэнси с «Неукротимой планетой» Гарри Гаррисона, перед наблюдателем разворачиваются сцены мангровых болот, островной пиратской вольницы, лагеря наркоторговцев и рабовладельцев, схватки громадного слонопотама с чудовищным крокодилом, тщательно подготовленного молниеносного штурма и заключительного феерического сражения в протоках речной дельты. Природные стихии соединяются со стихией битвы: gloria victoris, voe victis.[*]

Один из персонажей, еще в начале объясняющий Ярцеву местные нравы, говорит: «Здесь главная национальность — человек… Правительство само по себе, люди сами по себе. Потом все испортится, наверное, но мы еще нормально жизнь проживем». Эти слова, в некотором смысле, становятся руководящим принципом для главного героя. Он не борется за абстрактную справедливость и тем более не стремится убивать во имя государственных интересов. Он борется за жизнь и безопасность тех, кто ему симпатичен (хотя и не обязательно разделяет его убеждения), и избавляется от тех, кто представляет реальную или потенциальную угрозу для них. В отдельную категорию попадают существа, утратившие право называться людьми, но и здесь он руководствуется не идейными соображениями, а простыми представлениями о добре и зле, усвоенными на рефлекторном уровне. Возвращение к основам — одна из лучших черт новой реальности, и это вовсе не означает возврата к первозданной простоте. Цивилизация имеет свои блага, такие как уютный дом, надежный транспорт или изысканная еда, никак не связанные с общественной моралью. Важно лишь то, что сама среда обитания мешает возводить эти блага в абсолют и забывать, ради чего все это существует. Некоторым не требуется дополнительного напоминания, но большинству приходится вдалбливать, что радость жизни можно обрести только в обществе друзей и любимого человека… а остальные не заслуживают жизни.

Лучший мир — тот, в котором вольготно дышится. Давайте же вдохнем полной грудью воздух этого мира, а завтра, быть может, нам подарят другой... или мы сами что-нибудь придумаем.

К. Савельев.

Оригинал раз
Оригинал два
В начало страницы
GAD
 Написано: 12.03.2013, 23:32  

Регистрация: 12.02.2013
Сообщений: 106
Откуда: Донбасс Константиновка
Имя: Влад Обрий
:yes: :bravo: :good:
В начало страницы
  Всего сообщений: 3
Быстрый переход:  
  Модераторы:  Cruz, Matraskin, n90, Orc
Эту тему просматривают: нет зарегистрированных пользователей , гости: 2