История большого издательского взрыва или как и куда в конце-концов приплыли

  Всего сообщений: 7
Для печати
Автор Сообщение
Grig
 Написано: 17.12.2020, 11:56

Юрич


Регистрация: 16.03.2012
Сообщений: 3480
Откуда: Москва, Тверь
По просьбе нашего уважаемого Админа продублирую здесь несколько постов про то как начинался современный издательский мир и почему сегодня мы имеем то, что мы имеем.

История большого взрыва или как начиналось коммерческое книгоиздание в России и чем в конце концов этот взрыв обернулся...


1. Самое-самое начало, закон о кооперации, конец 80-х...
Собственно сама по себе идея заполучить целый тираж чего-нить пользующегося огромным спросом витала в воздухе и головах людей так или иначе связанных с книгами - существовавших общественных Клубов любителей фантастики или детективов, книжных "спекулянтов", директоров книжных магазинов и книготорговых баз реально представлявших не абстрактную государственную цену, а фактическую, то есть цену по которой люди готовы были бы такой суперхит купить всеми правдами и неправдами. Речь шла о тысячах процентов рентабельности... Единственно чего не было - инструмента эту авантюру прокрутить. В условиях соцреализма заставить/уговорить/убедить государственное издательство забросить свои утвержденные и многократно контролируемые государством планы даже в теории было невозможно, а заполучить тираж в некое коммерческое распространение - это даже не фантастика, а не может такого быть потому что такого не бывает. А ОБХСС так подпрыгнул бы от радости такое дело раскрутить. Дело Гастронома №1... Все внезапно изменилось после появления Закона о кооперации в мае 1988 года. Соответственно появилась возможность создавать издательские кооперативы. Меня всегда смешил термин "издательский кооператив", еще смешней "издательско-полиграфический кооператив". Издательствами эти предвестники "бури" назвать сложно - некие группы отморозков, которые на собственный страх и риск собрались влезть туда, куда влезть было крайне проблематично по многим причинам. Начнем с того, что издательский мир сам по себе был довольно закрытым и в чем-то элитарным, чужие там не ходили. До кучи любое печатное слово в СССР находилось под плотным контролем идеологических отделов ЦК КПСС, КГБ, Главлита и т.д. и т.п. А самое главное - издательства сами по себе выполняли весьма специфические функции между творческим началом и суровыми реалиями производства. Были издательства, у которых были свои полиграфические мощности, были издательства у которых своей полиграфбазы не было и тогда они печатали свои книги в соответствии с разнарядкой на полиграфмощности. А еще существовали фонды практически на все материалы, необходимые для производства книги. Вот и заполучите квест по полной. Нет ничего и никуда вас не ждут. Камрады помоложе вряд ли знают, что такое "фонды" и кто такие фондодержатели. Фондировались практически все - материалы и производственные мощности. Типографии, особенно большие и мощные - были предприятиями со 100% загрузкой, планом и просто так им бы никто не позволил взять "левый", читай кооперативный, заказ. Да и не стремились директора типографий иметь дело с "кооператорами" первое время. Публика непонятная, стремная, ни черта не понимающая в производстве, хлопотная, а пользы предприятию от них никакой, и так загружены полностью, производственные планы сверстаны на год вперед, а у этих то картон не тот, то бумагу обещали и не привезли... А как её привезти, если 20-ти тонник нанять - это вам не в Деловые линии позвонить... Возвращаемся к фондодержателям. Это организации, которым выделены под конкретные запланированные заранее издания необходимые объемы бумаги, картона и далее по списку. При том, вовсе не факт, что у одного фондодержателя есть всё, что вам нужно для книги, а самое главное с какого пуркуа этот фондодержатель захочет с вами этими самыми фондами поделиться? И начинались скачки. Купить, выменять, поклянчить, услужить, спионЭрить - выбирайте, что больше нравится. Коррупция опять-таки, но в масштабах, не идущих ни в какое сравнение с сегодняшней. Никто из руководителей не подставился бы "слить" бумагу налево и не выполнить утвержденный план. Мы начинали приблизительно так. По мере наработки опыта учились и крутились. Главное было все же попасть на склады с бумагами на какое-то количество материалов, а дальше начиналась чистой воды операция-махинация. В Балахне на картонажной фабрике как-то умудрился выменять дефицитнейший картон на подольскую швейную машинку Чайка142М, которую добыл на легендарном Зингере. Фондов у меня было на 4 тонны, еще нужно было тонны 3. Вот за машинку добрали, не считая того, что цену картона в кассе оплатили, а еще палетту за литр закинули грузчики "по ошибке"))))))
В сухом остатке - собери 100% необходимых материалов, подготовь оригинал-макет, проникни в типографию и будет тебе счастье.
Эта так сказать производственная картинка 88-90 годов в общих чертах.
Естественно в этих скачках ни о какой стратегии и поисках авторов и произведений речь особо не шла. Мы знали какую книгу хочет потребитель, а потребитель хотел многого, легче сказать чего он не хотел...))))
В начало страницы
Grig
 Написано: 17.12.2020, 12:04  

Юрич


Регистрация: 16.03.2012
Сообщений: 3480
Откуда: Москва, Тверь
2. Книги во времена позднего социализма.
Цены на книги были очень разные, но на порядки отличались от "госцен". А кто мог добыть книги по этой самой "госцене"? Правильно - кто так или иначе водил дружбу с начальством книготорговых сетей, магазинов и т.д. Какие-то крохи куда-то там просачивались и капельками попадали в руки простых любителей почитать. Отдельная песня - книги в обмен на макулатуру, туда отвлекаться не имеет смысла, если коротко - программа "Три мушкетера" в каждый дом...
А на рынке книги стоили денег совершенно других. Принципиально других. Сегодня сложно представить рентабельность в сотни и тысячи процентов на обыкновенной массовой литературе. Но именно так обстояли дела к моменту появления первых кооперативных издательств.
Были абсолютные хиты продаж, были раритеты и просто очень дорогие книги, изданные мизерными по тем временам тиражами 20-30-50 тысяч экземпляров. За "Жизнеописания трубадуров" в серии Литпаматники я, хотя и свой на Кузе, как-то выложил рублей 60 денег, и это "как своему". А так эту книгу выставляли рублей в 100, месячная зарплата молодого специалиста после ВУЗа. 80 рублей стоил "Современный японский детектив" - одна из самых дорогих книг в серии. В легендах рынка ходил "Наследник из Калькутты" Штильмарка, Перечислять можно очень долго. "Мастер и Маргарита" Булгакова, подписные издания, крохи зарубежной фантастики и т.д. и т.п.
Естественно, всё это - по "спекулятивной" цене черного рынка. Ох уж этот черный книжный рынок)))
Практически у каждого книжного магазина по выходным собиралась некая тусовка - кто пришел купить, кто продать, кто поменять... А поговорить?!! Самая центровая "точка" в Москве - Кузнецкий мост. Менее центровые - по всей Москве. Сейчас многих из этих магазинов уже и нет вообще. Вот что отличало ветеранов движения - эти люди действительно знали и любили книгу. Ну и торговали конечно. И из корысти и по причинам так сказать более возвышенным. Библиотеку дома хотели иметь очень и очень многие, а книги достать было невозможно. Вот и приходили люди на толкучку - поменять, что-то продать, что-то купить, пообщаться в конце концов. Практически все, кто так или иначе крутился вокруг книг были очень, просто чертовски знающими и начитанными "спекулянтами". И очень хорошо знали что и как спрашивает "покупатель". А покупатель тоже был занятный... Будете улыбаться, но были постоянные покупатели, которые приходили с линеечкой. Ага. Если на корешке книги была какая-то эмблема серийного оформления, то по линеечке подбирали экземпляр книги, чтобы корешок к корешку и эмблема не "плясала" вверх вниз и книги на полке стояли чинным рядком. Слов поганых вроде маркетинга мы не знали, но маркетинг книжного мира реально существовал. И лучше всего им владели как раз те, кто этими самыми книгами "спекулировал."
Совершенно иначе в те времена относились к изданиям в мягких переплетах, эпоха карманного "одноразового" чтива еще не наступила. Были умельцы, которые дома умели переплести, на жаргоне "вставить", мягкую книгу в твердый переплет. Цена автоматически взлетала раза 3-4 как минимум, я сам подобным апгрейдом баловался, но не долго. Были и отдельные касты среди "книжников". Кто-то имел связи с директорами книжных магазинов или книготорговых баз. Эти ребята ходили по самому краю, ОБХСС не дремал, но все новинки рынка были у них. Соответственно и деньги там крутились немалые. Кто-то специализировался на подписных изданиях, кто-то неведомыми путями обзаводился заводскими штампами "золотой рамки" и клепал под видом самой популярной серии дореволюционные ксероксы Карла Мая, Густава Эмара и т.д. Совсем другая каста - самиздатчики. Кустарные переводы той же фантастики и детективов размноженные на ксероксах, переплетенные почти профессионально можно было найти именно на Кузе. А еще библиографии - Гаррисона, Шекли, Нортон, Чейза, Стаута и т.д. и т.п. Перечислять можно долго. Совсем скоро всё это должно было быть напечатано, но мы об этом даже не догадывались. В такой обстановке те, кто смогли под законом о кооперации выйти на рынок были практически обречены на успех и серьезные, если не сказать неприличные по тем временам заработки.
В начало страницы
Grig
 Написано: 17.12.2020, 12:06  

Юрич


Регистрация: 16.03.2012
Сообщений: 3480
Откуда: Москва, Тверь
3. Всё это ненадолго, всё это быстро прихлопнут, но мы повеселимся
Если сравнить СССР с книжной пустыней Сахара, а первые кооперативные книги с ливнем, то несложно представить с какой скоростью продавались вожделенные Чейзы-Гаррисоны, что безусловно упрощало жизнь первым издательским кооперативам, читай предприятиям. Предприятиям потому что это были именно предприятия в смысле кое-как организованные группы предприимчивых людей, ухвативших как много позже стало это называться "тему" - берешь любое мало-мальски популярное произведение/автора, печатаешь - зарабатываешь кучу денег и ни о чем ином думать не следует... Это так сказать то, что было на виду без внимательного взгляда. На самом деле начались тектонические подвижки всей системы, только система об этом ничего знать не желала... Ну а мы не особо и задумывались. Я помню бесконечные разговоры, которые крутились вокруг того, что всё это ненадолго, некая кампания вроде антиалкогольных благоглупостей Горбачева и все это прикроется очень быстро и накроется медным тазом с очередным постановлением ЦК КПСС. Если проще - никто не верил, что это всерьез и надолго. Но желание работать, подкрепленное первыми успехами было огромное. Да и молодые были, никаких тормозов и слово "невозможно" мы еще не изучили.
Был такой забавный момент - юный кооператор неприличного по тем временам издательского возраста прорвался всеми правдами и неправдами к Очень Большому Начальнику издательства "Прогресс". Ага Зубовский бульвар 17. Кабинет у Очень Большого был чуть меньше футбольного поля, а глубоко отвратительная советскому человеку книга рекордов Гиннесса на своих страницах неким образом отметила "Прогресс" где-то об издательских колоссах... Так вот - входит это юное издательское дарование и совершенно не обращая внимания на абсурдность ситуации, от имени кооператива "Лютик" бодренько соглашается посотрудничать с крупнейшим издательством Европы на предмет совместного издания высокохудожественных и популярных изданий, пользующихся повышенным спросом у советских людей... (на самом деле - это была все та же охота за фондами, теми самыми проклятущими фондами) Очень Большой смотрел и слушал спич наглой личинки с видом энтомолога, собирающегося острой булавкой пришпилить эту самую личинку на планшет даже не дождавшись, когда она станет бабочкой... И не знал этот безусловно опытный и умный человек, что сама смерть к нему заглянула - издательская, но смерть и она проводит предварительную оценку объема предстоящих умерщвлений. Может показаться, что пафосно тут выступил насчет смерти, но оставлю так - по сути вполне честно. В недалеком будущем коммерческие издательства практически без единого выстрела полностью изменили издательский мир. Заслуженные и легендарные бренды так или иначе ушли в никуда. При том чисто коммерческими методами кристально чистой конкуренции. Реальные выстрелы были еще впереди, но в одном весьма узкоспециализированном коммерческом издательстве, связанном с учебной литературой. Но это особая история, оставим ее за скобками.
В общем послал он меня - корректно и вежливо в очень далекое пешее и отнюдь не эротическое путешествие... А мы не гордые, мы пошли... Да, прикроют. Да всё это ненадолго, но пока мы тут чутка повеселимся...
Взлом существовавшей системы не был спланированным гениями маркетинга ходом. Жизнь сама подсказывала что и как надо делать. Операция состояла из двух абсолютно взаимосвязанных частей, все по классике бизнеса - производство и сбыт. С производством было все сложно, если мы говорим о типографиях. Чисто издательская часть была проста и незатейлива как мычание - бери и печатай все подряд - зарубежная фантастика, детективы, "Унесенные ветром" и так далее и тому подобное. По прошествии времени легче сказать чего, не следовало печатать.
Тут еще одно небольшое "лирическое" отступление, абсолютно правдивое. Мы свои тиражи буквально в прямом смысле стерегли на типографии. На всех участках производства были выставлены посты кооператива "Лютик" чтобы предотвратить массовые хищения книг с производства. Вот реальные цифры - с нашей книгой параллельно печатался том очень популярной серии серии Современный (национальный) детектив. Так вот, хищения составили 15% от 100 000 тиража. Мы "потеряли" меньше 50 книг наверное. При том выставить охрану потребовало руководство типографии, прекрасно представлявшее, чем может обернуться печать мега-сверх-исключительно популярного издания. Несунов ловили, но без рукоприкладства. Просто отбирали составляющие книги - отдельно обложки, отдельно тетради блока. Ворованные книги "собирались" дома. Очень "понравился" водитель погрузчика, он спрятал десяток томов в отсеке двигателя, кажется мы ему потом за находчивость подарили экземплярчик.
Сбыт. Ну какой смысл издательскому предприятию отдавать тираж Гаррисона или Чейза в государственную сеть, откуда этот тираж попадет на улицу с накруткой ушлых государственных книгопродавцев? Все правильно - никакого. И расцвели буйным цветом "книжные ярмарки". Просто чтобы было понятно - через эти самые "ярмарки" стотысячный тираж чего-нить остро популярного в полновесные рубли распродавался буквально за несколько дней, ну максимум пару недель. Грузовики тоннами привозили книги и тоннами из Москвы увозили в регионы. Расчеты - наличка. Никаких отсрочек, никакого бартера. Их время еще не пришло. Емкость рынка была колоссальной, особенно если учесть и масштабы страны. Та же Прибалтика глотала очень много книг на русском языке. И печатала тоже. Естественно все дороги вели в Москву и вели из Москвы, которая стала полноценной перевалочной оптово-розничной книжной базой. Ситуация была уникальной и продлилась в принципе очень недолго. Гостипографии еще не могли ставить "коммерческие" цены на полиграфические услуги или могли чутка их поднять в рамках некоего "хозрасчета". А рынок быстро и без особого шума выстроил совсем другую шкалу цен на продукцию, которая по мнению рынка стоили намного дороже затрат на её производство. Вот и образовались сверхприбыли. Времена сверхубытков были далеко впереди...
В начало страницы
DStaritsky
 Написано: 17.12.2020, 20:50  

космический ватник


Регистрация: 09.04.2012
Сообщений: 19855
Откуда: Росиия Москва
Имя: Дмитрий Старицкий
помню в 1990-м когда я работал замом коммерческого директора в совместном с испанцами СП в издательстве Малыш. издалИ Золушку - тетрадку А3 с картинками. детское типичное издание только впервые сделали припрессовку целофаном обложки.

тираж 7 миллионов (!!!) экз.

Общество книголюбов РСФСР сделало ЧАВК...

И ВЕСЬ ТИРАЖ УЛЕТУЧИЛСЯ.

ЗА НАЛИК.

В МАГАЗИНЫ НЕ ПОПАЛ НИ ОДИН ЭКЗ.
В начало страницы
Matraskin
 Написано: 17.12.2020, 21:33  

Ватник-сионист


Регистрация: 25.06.2012
Сообщений: 24086
Откуда: Казань
Имя: Святослав
Юрий Ливень писал(a):
Если сравнить тиражи ДХЧ (Джеймса Хедли Чейза) тех лет, и какого-нибудь Дюма, за полвека, перевес будет резко в сторону ДХЧ. Несмотря на то, что его детективы имеют крайне слабовыраженную литературную ценность.

Точнее никакую
В начало страницы
Grig
 Написано: 17.12.2020, 23:52  

Юрич


Регистрация: 16.03.2012
Сообщений: 3480
Откуда: Москва, Тверь
4. О дивный новый мир

Перескочим чуть вперед по времени, в 90-е. Кооперативная вольница тихо сошла на нет. Издательства стали таковыми де факто. Появилось какое-то понимание портфеля, пошла специализация, права начали покупать у литагентов. Ну и деньги серьезные за спинами некоторых издателей уже не маячили, а вполне конкретно существовали. Принципиально изменились и взаимоотношения с типографиями - им тоже как-то надо было выживать. А коммерческие заказы заняли львиную долю мощностей. Мы оказались в новой стране и стало понятно, что назад дороги уже нет. Соответственно изменились и правила игры. Стремительное насыщение рынка и не менее стремительное обнищание некогда вполне благополучных людей сыграли злую шутку со многими издателями. Появились первые симптомы того, что далеко не все ладно в датском королевстве, процветавшем еще совсем недавно.. Это не в один день случилось, но тени будущих неприятностей и катастроф уже угадывались.
Сначала кооперативы увели торговлю книгами из магазинов. Это было правильно в самом начале, а потом никто даже не подумал как вся эта ярмарочно-рыночная шатия-братия будет работать. Вот смотрите - Москва стала центральным распределительным рынком издательского бизнеса. Слався Олимпийский! Из регионов приезжал местный оптовик и ему уже нужно было книг много, но разных. но понемногу. Ну наедаться стал народ гаррисонами-чейзами. Оптовик из региона продать их много уже не мог. А понемногу ему требовалось много. Стал нужен ассортимент. Часть оптовик собирал на Олимпийском, но ему было интересней приехать на одну точку/фирму и загрузить 20-30-50-100 наименований. Соответственно там он и оставлял привезенные деньги. А как торговой фирме создать ассортимент? Правильно, придумали обмен - 3 книжки серии про Конана поменять на 5 книг про Стальную крысу. Так беспардонно уродливо создавался ассортимент. Почему уродливо? Да потому что издатель, отгрузив 10 000 экземпляров на реализацию фирме "А" мог через 2 недели не найти ни одной своей книги на складе, потому что их "обменяли" для ассортимента... а деньги? Вот тут начал позвякивать второй звоночек. Тираж не то, что в предоплату, даже по факту уже никто не выкупал. Разговор один -"на реализацию". А что значит на реализацию - это товарный кредит торговле. То есть издатель первым вкладывает свои деньги, к примеру покупая права на издание, или заключая договор с автором, потом платит всей редакции, потом типографии, а потом еще и отдает книги на реализацию. В результате первым вкладывая деньги издатель последним их получает. И то ровно за проданное количество, а не за тираж. А книга такая материя - если ее не купили сразу, потом продать ее очень трудно или просто невозможно. То есть, оплатив тираж в те же 100 000 экземпляров, а фактически продав 60 тысяч, издатель был еще не в убытках, но потраченные деньги, замороженные в нераспроданных экземплярах вернуть не мог. Мало того, нераспроданные экземпляры, неликвиды, надо было где-то хранить, и не абы где - склад нужен сухой, книги не шлакоблоки, с хорошими подъездами, в общем опять плати деньги. Если вы думаете, что это всё, то вы ошибаетесь. Дикие тиражи по 100 000 экземпляров создали проблему затоваривания рынка. А уже появились издательские "заводы" которые день и ночь шлепали тиражи. И никто не думал - а куда все это девать будут. Пошел демпинг цен. Дело в том, что это для писателя появление книги праздник, для издателя - ни разу не праздник. Его праздник наступит когда тираж будет продан. А сроки все увеличивались, а нераспроданные части тиражей копились... В районе 3-х вокзалов были арендованы огромные складские ангары, набитые нераспроданной книжной продукцией очень известных издательств.
Еще в 93 году мы ушли на тиражи 50 тысяч. Потому что 100 распродать было уже непросто, а 50 мы продавали за месяц-полтора, потом за 2, но целиком и в деньги. При условии, что новая книга объявленной серии выпускалась каждый 21 день. В 96 году можно было продать тираж в 50 000, но мы предпочитали сделать 30 000...
По сути все работало против издательств - денег у народа было все меньше, чейзами-гаррисонами народ наелся до тошноты, книжная торговля - гуляй-поле, фронтира и место непрерывных склок и разборок. Но выживать еще вполне можно было. Аккуратненько и в высшей степени осмотрительно.
В начало страницы
Grig
 Написано: 20.01.2021, 17:03  

Юрич


Регистрация: 16.03.2012
Сообщений: 3480
Откуда: Москва, Тверь
5.Волкодав и все, все все...

К середине 90-х годов образно выражаясь все сусеки переводной, в первую очередь англоязычной популярной литературы, коллективными усилиями издателей были основательно выметены и вычищены.
А спрос на книги катастрофически падал. Нереализованные остатки тиражей копились и множились...
Тут надо на минуту отвлечься на "лирическое" отступление и снова погрузиться в тайны книжного производства и торговли...
1.Так называемые "серии" - суть вовсе не изобретение российских издателей. Эта традиция пришла из СССР и неоднократно доказывала, что удачной книжной серии обеспечена долгая и славная история и коммерческий успех. Поэтому "серийность" книгоиздания - вполне оправданный ход. При одном "НО". Серию не так-то просто сделать популярной и успешно продаваемой, но очень просто угробить неудачным наполнением. Каждая новая книга "серии" так или иначе подтягивает продажи ранее изданных томов. В таком виде эта технология вполне оправдывала себя в середине 90-х и начале 2000+.
2.Самые быстрые деньги издателям давали новые книги "раскрученных" серий. Эти деньги сначала перекрывали с избытком неликвиды ранее изданных книг, а потом, позже, уже не перекрывали, а компенсировали прямые убытки от падения спроса и продаж. Так или иначе издательская деятельность крупных игроков все быстрее стала трансформироваться в некоторый аналог МММ и прочих структур, которые построены по принципу пирамиды.
...И тут, на фоне настоятельной потребности в качественном контенте, настал звездный час российских авторов, в первую очередь тех, кто работал в жанра фантастики, фэнтези, детективов. Долгое время русскоязычные авторы были откровенно не востребованы издателями. Они просто никому не были нужны, пока продолжались игрища с чейзами и американскими фантастами. Об этом, в частности, пишет Мария Семенова.
Издавались ли российские авторы ранее? Да конечно. Небольшими тиражами, в журналах или отдельными тиражами.
Но это было скорее исключением из правила, чем вполне сформировавшимся сегментом издательского рынка.
С середины 90-х, может даже ближе к концу 90-х -российская фантастика уверенно занимает свою собственную нишу. Да, были авторы, которые были, более, чем достойны публикаций, а их книги по праву стали золотым фондом отечественной фантастики, были и конъюнктурные проходные фигуры. От этого суть дела не меняется.
И тут снова обращаемся к п.2 "лирического" отступления. По мере развития кризиса продаж, все больше требовалось "новинок". По вполне понятным причинам никто из авторов, получивших известность в начале бума российской фантастики, физически не мог написать больше, чем он мог написать. А новинки были нужны издателям, как воздух нужны. Постепенно требования к качеству текстов начали снижаться, качество подготовки текстов тоже значительно снизилось, редактура с корректурой стали формальным действом, валом повалили никому не известные авторы, неизбежно за счет качества. "Серии" начали проседать под гнетом все более низкопробных текстов. Соответственно спрос даже на раскрученные серии тоже стал проседать. Появилась потребность в еще более бездарных авторах, способных выдавать на горА мегабайты откровенного графоманства. Потребитель отреагировал однозначно - ну его нафиг, такое чтение...
В медицине это называется порочный круг - причина порождает следствие, которое в свое очередь негативно влияет на причину, которая в свою очередь еще сильней влияет на следствие.
Я сознательно не упоминаю авторов и издателей. Просто не вижу смысла переходить на персоналии. Нам, в конце концов, на пространстве этих заметок интересно, что происходило, а не с кем.
И тут, собственно, еще одно отнюдь не лирическое отступление. Очень часто приходится констатировать, что некто оказался в нужное время в нужном месте. Так произошло и с теми писателями, кто к середине 90-х и позже так или иначе оказался в мейнстриме "российской фантастики", скажем так получились "неоклассики". С подавляющим большинством известных сегодня писателей я просто не знаком, и не могу судить кто они и чем дышат. Но что я подметил в ряде конкретных случаев - некоторые известные пишущие господа-товарищи, сделавшие себя имена именно в конце 90-х, забронзовели по жизни и откровенно перепутали теплое с мягким. В живых классиков обрядились и на окружающих взирают с нерукотворных сам-себе постаментов. Возможно дурную шутку с ними сыграл интернет - никогда читатель не мог так близко общаться с тем или иным писателем. Достаточно подписаться на страничку соцсети и пожалуйста - ты в непосредственной близи от автора "полюбившегося" тебе произведения. Некоторые "неоклассики" чутка потерялись по жизни, если судить по их высказываниям и манере общения. Да бог им судья.
Другие наоборот, действительно интересные одаренные люди и писатели - и на страницах своих книг и в жизни... Мое глубокое им уважение...

продолжение следует...
В начало страницы
  Всего сообщений: 7
Быстрый переход:  
  Модераторы:  Cruz, GEORGE, n90, Matraskin, Orc
Эту тему просматривают: нет зарегистрированных пользователей , гости: 17